Экспонаты XIX-XX веков, расшитые узорами в виде роз, васильков и геометрических фигур, воспринимаются как истинно народные, хотя на самом деле автором их выступил французский парфюмер Генрих Брокар.
«Считается, что именно он в 1872 году в России учредил торговый дом, а в 1893 году создал в Москве товарищество парфюмерного производства «Брокар и Ко» (ныне известное, как «Новая Заря»), выпускавшее мыло и парфюмерную продукцию, – рассказывает генеральный директор Кирилло-Белозерского музея-заповедника Михаил Шаромазов. – Сотрудники Брокара посещали деревни и собирали образцы узоров, наиболее популярных у крестьян. Затем эти узоры перерабатывались в схемы для вышивки крестиком. К каждой упаковке «брокаровского» мыла прикладывалась бесплатная схема с узором, отчасти знакомым деревенским жителям. Эту рекламную идею Генриху Брокару подсказала его супруга Шарлотта. Схемы назывались «премиями», а вышивка по ним получила название «мыльной». Безусловно, рукодельниц привлекала новизна мотивов, а наличие готового рисунка ускоряло работу. Таким образом «брокаровское» мыло послужило распространению вышивки по всей стране. Самым узнаваемым рисунком стала французская роза. В фонд музея поступило 47 предметов в «брокаровском стиле». Это полотенца, подзоры, детали одежды».
Новое поступление в музей пополнит коллекцию тканей, которая в настоящее время насчитывает около 5000 экспонатов.
«Полотенца с «мыльными» узорами, подобные представленным, в собрании музея-заповедника единичны, – замечает хранитель коллекции «Народные ткани» Кирилло-Белозерского музея-заповедника Наталия Красильникова. – Все поступившие экспонаты – образцы традиционного ткачества и вышивки – могут послужить интересным материалом для изучения народного искусства. Предметы имеют научную ценность, так как могут быть интересны для исследователей; историческую, потому что датируются концом XIX – началом XX веков; художественную – в большинстве предметы выполнены с мастерством и художественным вкусом».
Исследователи уточняют: брокаровское мыло выпускалось нескольких сортов – «сельское», «русское», «национальное». Каждое из них было снабжено яркими обертками, на которых печатались схемы узоров для вышивания крестом в так называемом русском стиле. Естественно, оно пользовалось популярностью у потребителя. Ведь красиво расшитые полотенца являлись предметом многочисленных обрядов. Во многих местностях полотенца украшались браными узорами, вышивкой, красными ткаными полосами на концах. Вышивка имеет очень глубокие корни. В основе этого вида рукоделия лежат обычаи и обряды нашего народа.
«Помимо схем вышивок «брокаровского» мыла, образцами для вышивки так же служили и разнообразные печатные узоры из альбомов, издававшихся в Москве, Киеве и других городах, приложений к журналам «Нива», «Родина», «Вестник моды», которые также появляются и на упаковках от мыла. Вскоре издаются специальные сборники схем вышивок крестом, – рассказала Наталия Красильникова. – Подобными вышитыми узорами украшались полотенца, скатерти, подзоры, а также отдельные детали традиционной крестьянской одежды (рукава, подолы передников, нагрудные части рубах) и городская одежда, выполненная в «русском стиле». Вышивка крестом применялась повсеместно, но не вытеснила традиционные техники русской вышивки».
В настоящее время в отреставрированной Белозерской башне музея-заповедника располагается Открытое фондохранилище народного искусства, где представлены экспонаты из ткани и дерева конца XIX – начала XX века, и поступившие предметы качественно улучшат эту экспозицию.