В крымском Коктебеле состоялось, пожалуй, главное музыкальное событие лета – джазовый фестиваль Koktebel Jazz Party, отцом-основателем которого является известный в России и за ее пределами руководитель международного информационного агентства «Россия сегодня» Дмитрий Киселёв. Определенно праздник запомнился всем участникам и гостям. Причем событиями, прошедшими не только в рамках музыкальной программы, но и за её пределами. Мы специально съездили в жаркий Коктебель, чтобы рассказать о главных музыкальных итогах крымского джазового явления.
KJP-2019: за сценой
Вокруг джазового фестиваля в Крыму ходят легенды: вообще, родоначальником является известный журналист Дмитрий Киселёв, дача которого находится буквально в паре километров от основных событийных площадок KJP.
Сам фестиваль стартовал в далёком 2003-м году и до недавнего времени никаких особенных «политических» проблем не испытывал. Но сейчас появляются некоторые негативные высказывания. Дело в том, что джазовая команда после 2014 года фактически раскололась на два лагеря: первая (вместе с Дмитрием Киселевым) продолжила проводить мероприятие в Крыму, в Коктебеле, а вторая «временно» перенесла его на территорию Украины.
Стоит отметить, что отношение Киселева к этой истории философское: по мнению Дмитрия Константиновича, «коктебельского джаза должно быть много», и не важно, в какой точке мира феситваль проводится. С украинской стороны отношение менее миролюбивое: с учетом современных реалий СМИ сопредельного государства называют событие фестиваля не иначе как «джазовой вечеринкой Киселева на нудистском пляже».
Несмотря на фразы о приоритете музыки и джаза над политикой, некоторый политический аспект все присутствовал. Так, по словам арт-директора KJP-2019 Михаила Иконникова, в связи с нашумевшими санкциями со стороны наших западных коллег приходилось держать втайне выступление многих европейских и американских артистов. По сути, чтобы избежать лишних конфронтаций и возможных проблем, переговоры проводились почти секретно, а почти 100% имен зарубежных участников стали известны лишь в первый день мероприятия – 23 августа. Такой подход не только защитил от ненужных сложностей участников и организаторов, но и создал интригу, с которой выступление артистов стало однозначно еще интереснее.
Специалисты в один голос называли хедлайнером фестиваля Юлию Чичерину, которая приехала на KJP-2019 попробовать себя в роли джазового исполнителя. Однозначно появление известного рок-музыканта вызвало ажиотаж у публики и местных журналистов.
На своей пресс-конференции Чичерина выразила огромную благодарность второму арт-директору фестиваля Сергею Головне, который участвовал в создании джазовой программы рок-певицы. Чичериной нравится российский Крым, и певица назвала его жемчужиной России.
По словам Дмитрия Киселёва, собранные средства от продажи билетов традиционно пойдут на благотворительность. Так, в течение нескольких лет организаторы помогали коктебельской школе, в этом сезоне на нее уже выделены средства из местного бюджета. Буквально за несколько месяцев до мероприятия в Коктебеле сгорел местный дом культуры. По мнению генерального директора МИА «Россия сегодня», средства, полученные от продажи билетов, могут быть направлены на его восстановление.
KJP-2019: программа
В рамках феситваля организаторы оформили несколько сцен – главную, прямо на берегу моря, наиболее «сильную» и богатую известными джазовыми исполнителями, а также малые сцены: «волошинскую» в одноименном доме-музее, сцену у дельфинария, сцену у аквапарка.
Доступ к главной сцене фестиваля был платный, но это не помешало огромному количеству желающих «оккупировать» пляжи вокруг ограждений и наслаждаться джазом под шум волн: огромный экран позволял видеть абсолютно все происходящее на сцене.
Мероприятие все три дня вел известный телеведущий Эрнест Мацкявичус, а в открытии принял участие глава республики Крым Сергей Аксенов.
Вместе с Дмитрием Киселевым они заверили публику, что мероприятие в Коктебеле пройдет на высочайшем уровне, и все гости и жители поселка останутся довольны. Забегая вперед, стоит отметить, что именно так все и получилось.
В рамках KJP-2019 гости смогли оценить огромное количество джазовых коллективов, достаточно известных не только специалистам джазовой отрасли, но и музыкальным обывателям. Например, Billy’s Band сформировал для фестиваля специальную программу – «пляжный концерт», ребята получили в итоге приз зрительских симпатий. Своими хитами в джазовой импровизации порадовала известная исполнительница Чичерина (помогал уже упомянутый Сергей Головня). На сцене выступали огромное количество интересных джазовых музыкантов: Guru Groove Foundation, квартет К.И.М.М Алексея Кузнецова, представивший на фестивале тему из фильма «17 мгновений весны», трио Даниила Крамера, интернациональный джазовый ансамбль Якова Окуня…
Разумеется, интересовали зрителей и зарубежные коллективы. На сцене выступили немецкий коллектив Nils Wulker Band, французская LaMuzguelle , американские Dave Yaden Band, а шестикратный обладатель премии Grammy трубач Рэнди Брэкер выступил совместно с SG Big Band.
Настоящий восторг поклонников джаза вызвало появление на сцене в рамках концерта Сергея Васильева известной джазовой исполнительницы Шерон Кларк, которая не только спела джазовые композиции, но и активно общалась с гостями, испытавшими погружение в настоящий джаз.
Неожиданным сюрпризом вечера стало посещение главной сцены известного музыканта Юрия Башмета, который передал привет от площадки «Таврида АРТ», и совместно с музыкантами группы Billy’s Band исполнил пару джазовых музыкальных тем.
Помимо основной сцены, жители и гости Коктебеля могли совершено бесплатно посетить сцену около Дома Волошина, а также сцены у коктебельских дельфинария и аквапарка. Нельзя сказать, что на главной сцене появлялись только гранды джаза, а на «малых» сценах – молодые исполнители. Качество музыки позволяло сделать вывод о действительно высоком уровне исполнения на любой из площадок. Например, в последний день фестиваля на сцене у аквапарка свой концерт дал Сергей Головня – известный джазовый музыкант-саксофонист, который, кстати, ведет интереснейший Yuotube-канал о музыке и джазе. Вместе с юной звездой и «открытием» фестиваля – самарской джазовой исполнительницей Сандрой Фракенберг музыканты сыграли несколько джазовых композиций, очаровав и порадовав публику.
KJP-2019: за пределами
В рамках KJP-2019 прошла экологическая акция по плоггингу. Этот новый скандинавский тренд предлагает забег на небольшую дистанцию с обязательным сбором мусора (как правило, пластиковым). В рамках фестиваля участникам предложили присоединиться к забегу и прибрать Тихую бухту. На пресс-конференции Киселев упомянул, что Коктебель – грязный город, и его необходимо периодически очищать. Сами участники субботника сообщили, что с учетом усилий прошлых лет мусор в Тихой бухте уже приходится выискивать. В акции приняли участие около 50 волонтеров, а также десятки местных жителей и отдыхающих, желающих сделать чище курортный поселок.
Помимо музыкальных и околомузыкальных разговоров в пресс-центре состоялась интереснейшая дискуссия на тему пятилетия Зиновьевского клуба при МИА «Россия сегодня». О его развитии рассказали руководитель клуба Ольга Зиновьева, а также первая леди Крыма – руководитель общественной организации «Русское единство» Елена Аксенова.
В рамках интереснейшей дискуссии о роли России в современном мире, было рассказано о роли клуба, а также о вызовах современного общества и о способах позитивного представления нашей страны в информационном пространстве. Всем желающим были подарены книги – «Глобальный человейник», фантастический роман-антиутопия Александра Зиновьева, а также книгу, изданную в память украинского журналиста и писателя Олеся Бузины.
Джазовый фестиваль прекрасно смотрелся и со стороны моря. Все желающие могли в этом убедиться, совершив морскую прогулку.
Мы выбрали экипаж судна «Грей» во главе с капитаном Денисом Лямовым: в рамках полуторачасовой экскурсии нам удалось ознакомиться не только с самыми поразительными природными богатствами восточного Крыма, услышать истории о карадагском чудовище, но и искупаться в открытом море, глубина которого составляет 127 метров.
Надо отметить, что всё пространство Коктебеля было полностью отдано под джаз: даже из кафе с привычно крымскотатарскими названиями, на пляжах, в центре и окраине города звучала джазовая музыка, образ поддерживали фотозоны (например, розовый «джазовый» автомобиль из 50-х годов), «джазовая» сахарная вата, многочисленные баннеры, аллюзии на фестиваль.
Более чем за десятилетие коктебельский фестиваль плотно укрепился в сознании местных жителей и гостей Крыма, как главное джазовое событие полуострова. В своем заключительном слове Дмитрий Киселев пообещал всем, что мероприятие в 2020-м году будет не менее интересным и запоминающимся.
Евгений Осенков, Ольга Осенкова