Юбилейный для Кирилло-Белозерского музея-заповедника год начался с необычных подарков – в фонд музея поступили три полотна XIX столетия, созданные в третьем по величине городе Италии (после Рима и Милана) – Неаполе. Это первые живописные работы зарубежных авторов XIX столетия в коллекции музея.
«Неапольские пейзажи были написаны с натуры во второй половине XIX века и относятся к художественному течению Позиллипо, – рассказывает генеральный директор Кирилло-Белозерского музея-заповедника Михаил Шаромазов. – Под школой Posillipo подразумевается группа художников, занимавшихся исключительно пейзажной живописью, собравшихся в Неаполе во втором десятилетии XIX века, сначала вокруг Антона Сминка ван Питлоо, а затем вокруг Джачинто Гиганте. Это не было официальной школой или ассоциацией. Обобщающее наименование группы художников было дано в 1867 году итальянским историком Паскуале Виллари. Название школы восходит к названию холмистого выступа Позиллипо в северной части Неаполитанского залива, расположенного в современных границах города Неаполя. Район, откуда открывается один из лучших видов на Неаполитанский залив. В 1810-е годы вдоль берега моря была проложена дорога, которая стала привлекать в эту местность туристов. Им показывали останки античных вилл и амфитеатра, а также гроты, в одном из которых, по местному поверью, был похоронен Вергилий. Предметами, востребованными путешественниками, были картины, вызывающие воспоминания об этом месте, играющие ту роль, которую сейчас играют фотографические открытки. Таким образом, художники создавали в большем количестве оригинальную сувенирную продукцию. Безусловно, картины, поступившие в музей, являются оригиналами и имеют художественную, культурную, научную ценность. Кроме того, если составить две из них вместе, получится диптих».
В музее отметили – представители школы Позиллипо обращались к пейзажу, но сосредоточились, прежде всего, на лирических значениях и наполнили пейзажи романтическими настроениями.
Заместитель генерального директора Кирилло-Белозерского музея-заповедника по хранению Светлана Смирнова сообщила: «К сожалению, имя автора не установлено. На протяжении длительного времени работы хранились в семье вологодских художников, реставраторов Федышиных, которые и передали в музей-заповедник данные произведения. На двух картинах изображен «Неаполь с моря», на одной – «Кастелламмаре-дель-Гольфо». Картины среднего размера – 47,7×91,8 см, выполнены в технике гуашь».
Хранитель коллекции масляной живописи Кирилло-Белозерского музея-заповедника Михаил Румянцев отметил: «Несмотря на то, что картины поступили в наш фонд в удовлетворительной сохранности, полотна нуждаются в консервационно-реставрационных работах. Обнаружены разрывы, потертости и заломы».
Солнечные произведения, дышащие теплой Италией, поступившие в морозные дни февраля в фонд Кирилло-Белозерского музея-заповедника, в скором времени будут внесены в план реставрационных работ, после которых отправятся на встречу со зрителем.