«Мастер и Маргарита», Кремль и салат «Столичный» – главные элементы культурного кода Москвы

«Утро на Старом Арбате», Полина Суркова, участница фотоконкурса «Путешествуйте дома»

Почти каждый второй житель Москвы (47%) знаком с понятием «культурный код». По мнению москвичей, в основе культурного кода столицы лежат архитектура (48%), исполнительское (31%) и изобразительное искусство (27%). Если говорить о конкретных элементах, то с Москвой больше всего ассоциируются роман «Мастер и Маргарита» (46%), фильм «Москва слезам не верит», песня «А я иду, шагаю по Москве» (49%) и салат «Столичный» (44%). Кроме того, исследование выявило главные черты характера жителей москвичей. Ими стали независимость (29%), смекалка (27%) и трудолюбие (24%).

Культурный код – это, система объектов и символов, отражающая уникальность города и его жителей. Он лежит в основе дизайн-продуктов, социокультурных и архитектурных проектов, направляет программы развития территорий. Культурный код Москвы отличается от общероссийского, что объясняется динамичностью развития столицы. Что же именно москвичи понимают под этим понятием и какие элементы включают в состав культурного кода – показывают результаты совместного исследования Аналитического центра НАФИ и АНО «Московский урбанистический форум», проведенного в рамках конкурса коротких видеороликов «Культурный код. Москва».

Осведомленность о культурном коде

Осведомленность москвичей о понятии «культурный код» выше, чем по России в целом. Почти каждый второй житель столицы (47%) знаком с этим термином, в то время как среди населения остальных регионов страны об этом говорят 33% опрошенных. В Москве с понятием «культурный код» знакомы по большей части мужчины (55%), люди с высшим образованием (56%) и трудоустроенные горожане (51%). 
Москвичи выделяют три ключевых составляющих культурного кода – архитектуру (48%), исполнительское искусство (31%) и изобразительное искусство (27%). Для россиян в целом такими объединяющими культурными факторами являются художественная литература (63%), народное творчество (36%) и музыка (30%).
Кроме того, 26% жителей столицы отмечают большую роль интернет-проектов и социальных сетей, 22% – литературы и поэзии, 19% – роль кинематографа. Еще 18% москвичей говорят о важности СМИ, 17% – гастрономии.

Элементы культурного кода

В топ-3 формирующих литературный образ столицы, по мнению ее жителей, входят три произведения – роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» (46%), роман-трилогия Анатолия Рыбакова «Дети Арбата» (28%) и сборник стихов Сергея Есенина «Москва Кабацкая» (25%). Роман «Мастер и Маргарита» наиболее близок москвичам старше 45 лет (57%), живущим в столице более 20 лет (55%) или людям, знакомым с понятием «культурный код» (51%). Молодое поколение в возрасте от 14 до 18 лет уже выбирает этот роман как отражающий облик Москвы заметно реже (16%).
Главными кинематографическими элементами культурного кода, по мнению москвичей, являются фильмы «Москва слезам не верит» (62%), «Я шагаю по Москве» (49%), «Покровские ворота» (35%) и «Служебный роман» (35%).
Влияние ленты «Москва слезам не верит» на культурный код столицы отметили в основном москвичи старше 45 лет (70%) и женщины (65%). Значимость фильма «Я шагаю по Москве» обозначили преимущественно живущие в городе больше 20 лет (60%), а киноленты «Служебный роман» – опрошенные с высшим образованием (39%). 
Музыкальная Москва, по мнению 49% жителей столицы, прежде всего отображается в песне «А я иду, шагаю по Москве» в исполнении Никиты Михалкова. Эту композицию чаще отмечают опрошенные, прожившие в столице свыше 20 лет (60%). Особую культурную значимость гимна Москвы, песни «Дорогая моя столица», подчеркивают 31% опрошенных. Еще 29% считают, что образ столицы формирует песня «Александра» из фильма «Москва слезам не верит».
Москвичи считают визитной карточкой города гастрономические шедевры советского периода – салаты «Московский» или «Столичный» (44%), торты «Москва» (36%) и «Птичье молоко» (35%).
Вместе с тем легенду о московском происхождении популярного раф-кофе знают 8% москвичей. Причем чаще всего этот напиток ассоциируется с Москвой у молодежи в возрасте от 14 до 18 лет (20%).
В топ-3 мест, которые москвичи готовы показать в столице своим друзьям, входят Красная площадь и Кремль (64%), ВДНХ (54%) и улица Арбат (43%). Красную площадь и Кремль, в первую очередь, хотели бы показать гостям женщины (70%) и люди старше 45 лет (70%), в то время как прогулки по ВДНХ больше нравятся проживающим в городе от 3 до 5 лет (70%). 

Портрет москвича
Исследование НАФИ показало, что главными чертами характера москвича являются независимость (29%), смекалка (27%), трудолюбие (24%). Среди других часто упоминаемых качеств: сила воли, упорство (22%), а также лидерство и умение вести за собой (20%).
Подростки 14-18 лет чаще говорят, что жителя Москвы отличают смелость (чаще отмечали смелость (37%), а представители в возрасте от 35 до 44 лет подчеркивают упорство жителей столицы (28%). Кроме того, женщины чаще видят москвичей независимыми (38%).

Фото: «Утро на Старом Арбате», Полина Суркова, участница фотоконкурса «Путешествуйте дома»

Предыдущий пост

Очное заседание экспертов конкурса «PROбренд» состоится 14 сентрябя

Следующий пост

В Егорьевском музее открывается новая выставка