Сезон отпусков еще не завершен, и по автотрассам южных регионов страны по-прежнему курсируют автомобили курортников, стремящихся ухватить кусочек «бархатного сезона». Доброй им дороги – без даже мелких происшествий и… без незваных помощников.
В последние годы на автотрассах юга России стал популярен новый вид юридических услуг. Хотя услугами деятельность автоюристов или «аварийных комиссаров» (так они себя именуют) можно назвать с натяжкой. Кому-то, может, и услуга (по результату, впрочем, сомнительная), а для кого-то… есть такое знакомое автомобилистам слово «подстава». В чем же «сервис»?
Допустим (что называется, все под богом) вы попали в аварию. Не особо серьезную – помят бампер или задето крыло. Но ремонтироваться-то надо! А если вы к тому же едете издалека, в отпуск? И сам ремонт вам некстати, да и мастера еще надо отыскать. А потом со страховой компанией разбирайся.
От последних хлопот вам и предложит избавиться аварийный комиссар. Он появится на месте происшествия раньше инспектора ГИБДД. «На глазок» оценит ущерб и, соответственно, выкуп. Выкупается право представлять вас в суде против страховой компании на основе доверенности или соответствующего договора. Законность этого подтвердит вам прибывший к месту событий сразу после переговоров с автоюристом инспектор.
И впрямь все по закону: посредничество в процессах по ОСАГО никто не запрещал. Да, за ремонт возьмут с вас поболее, чем заплатил «комиссар». Зато денежки уже у вас в кармане. И большая часть ваших проем практически позади.
Зато проблемы страховой компании только начинаются. Автоюрист, не предъявляя страховщику пострадавшее транспортное средство и не используя возможности досудебного решения спора, как это предписано Законом об ОСАГО, сразу подаст в суд. Суд, однако, примет иск к рассмотрению, руководствуясь при этом другим Законом – о защите прав потребителей, в котором сказано: досудебное урегулирование конфликта возможно, но не обязательно. На подобную юридическую неувязку обратил внимание в специальном письме в Верховный суд РФ Российский союз автостраховщиков (РСА). Два закона «не сошлись во мнениях», и это используют посредники в делах по ОСАГО. Уже инициированы соответствующие поправки в законодательство. Но пока рынок автострахования уже потерял таких процессах примерно только в прошлом году 10 миллиардов рублей.
Для страховых компаний бизнес автострахования, прежде составлявший существенную долю их доходов, становится убыточным. Разница-то – существенная: в 2011-2015 годах средний объем выплат страховщика по ОСАГО одному клиенту в досудебном порядке составлял 35616 рублей, тогда как по суду – 62944 рублей. В результате, страховщики отказываются заниматься полисами ОСАГО, а некоторые и вовсе разоряются, уходят с рынка. Генпрокуратура РФ и Центробанк в качестве надзорного ведомства в сфере страхования проанализировали данные МВД, ФНС и Росфинмониторинга об участии автоюристов в процессах по ДТП. Подобное положение имеет место быть в Краснодарском и Ставропольском краях, в Ростовской и Волгоградской областях, в Адыгее, Дагестане, а в последние год-полтора распространилось и на север – Челябинскую и Мурманскую области. В целом, число «токсичных» регионов, где доля криминальных автоюристов за последние полгода увеличилась более чем на треть, с начала года повысилась с 6 до 15. Здесь возник дефицит полисов ОСАГО, очереди на их оформление. А ведь водитель, вышедший на трассу без полиса обязательного страхования, как вы понимаете, уже нарушитель закона.
Только за прошлый год рынок автострахования потерял на таких процессах примерно 10 миллиардов рублей. Ну, и сами автовладельцы вообще-то недополучили 7,74 миллиарда. Криминальные автоюристы сегодня, по экспертным оценкам, накрывают рынок ОСАГО примерно на 30-40%.
РСА прогнозирует увеличение заработков автоюристов на выплатах ОСАГО с 10 миллиардов рублей в 2015 году до 15 миллиардов по итогам 2016-го.
Зафиксированы подобные случаи и в Москве. «За прошлый год пострадавшие в ДТП москвичи недополучили более миллиарда рублей из-за действий «автоюристов», заработки которых на столичных дорогах по итогам 2016 года могут увеличиться до 1,4 миллиарда», – считает исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев.
Кстати, о «профессионализме» аварийных посредников. По информации «Национального агентства финансовых исследований» (НАФИ), от 40% до 60% специалистов (в зависимости от региона), представляющих интересы граждан в судах по делам по ОСАГО, не имеют юридического образования, 15% – вообще высшего образования. Просто ушлые ребята.
Но в противодействии этим «нежданным посредникам» не обойтись, увы, без нашей с вами поддержки. Соглашаясь на сомнительную помощь, мы, автолюбители, по сути, поощряем жульничество, открывая ему путь к доходам из нескольких карманов. Включая, кстати, и наш. В связи с ростом выплат увеличивается и убыточность ОСАГО, а значит, и региональные коэффициенты, тарифы. В итоге полис автогражданки заметно взлетает в цене.
Василий Александров