Угадайте, кто вошел в медиарейтинг новогодних персонажей

Московская усадьба Деда Мороз открывает зимний сезон.
Фото: сайт https://dedmorozmos.ru/

Национальный рейтинг медийности новогодних персонажей аналитического агентства «Смыслография» в 2024 году возглавил Дед Мороз. Кыш Бабай, Паккайне и Чысхаан также вошли в десятку. Растет популярность карельских Талви Укко и Лумикки. А среди иностранных «дедов морозов» самый популярный после Санта-Клауса – Йолупукки.

В разных уголках планеты Дед Мороз и другие новогодние персонажи предстают перед нами в самых разных обличьях, отражая уникальные культурные традиции каждого региона. Агентство «Смыслография» узнало, кто из новогодних сказочных персонажей самый популярный в России. Для этого аналитики при экспертной поддержке коммуникационного агентства «АГТ» изучили их упоминаемость в федеральных и региональных СМИ.

Среди российских сказочных персонажей традиционные новогодние медиалидеры – Дед Мороз из Великого Устюга (194,4 тыс. упоминаний) и Снегурочка из Костромы (90,5 тыс.). Третье место в топе по упоминаниям, как и год назад, досталось Морозко, во многом благодаря выходу нового фильма. В пятерку самых упоминаемых (с большим отрывом) также вошли карельский Талви Укко и придуманный писателем Владимиром Одоевским Мороз Иванович.

«Продолжается импортозамещение в СМИ по отношению к западным новогодним персонажам.  Если на рубеже десятилетий Санта набирал стабильные 12 тысяч публикаций в российских медиа, в прошлом году – только 7,3 тысячи, в отчетном же – лишь 6,8 тысяч упоминаний.   Талви Укко (Карелия) и Мороз Иванович (Новосибирская область) вырвались вперед во многом из-за результативных форматов включенности в «реальную жизнь», удачных локаций и встроенности в туристическую сферу.  Весь опыт активности зимних волшебных персонажей – это пример в разной степени успешного проектирования. Медиарейтинг отражает тот факт, что новосибирский Мороз Иванович – один из образцовых примеров локальных «быстрых побед» в этом новогоднем сегменте, наряду с Карелией, Татарстаном, Якутией, Удмуртией, Свердловской областью и ЯНАО. Их опыт уже готов и проверен временем, например, для ДФО, где только Чысхаан в Якутии и Сагаан Убугун в Бурятии, но при этом есть потенциально весьма многочисленные гости из соседних стран», — говорит Владислав Шулаев, директор по продвижению территорий «АГТ», член координационного совета по туризму Общественной палаты РФ.

«Упоминаемость новогодних персонажей – отличный «барометр» эффективности событийного маркетинга и продвижения туристических брендов регионов. На их примере видно, какие механики популярнее всего у журналистов и у аудитории СМИ. Кроме того, рост популярности национальных сказочных персонажей разных регионов отражает всплеск интереса к российской истории и культуре, к этнографии и к самобытности разных уголков страны», — отмечает Ольга Васильева, генеральный директор агентства «Смыслография».

 Топ-30 наиболее медийных российских новогодних сказочных персонажей 2024 года:

Имя Кол-во сообщений в СМИ РФ
в 2024 году
1 Дед Мороз 194 477
2 Снегурочка (Кострома) 90 541
3 Морозко (Нижний Новгород) 13 897
4 Талви Укко (Карелия) 2 449
5 Мороз Иванович (Новосибирская область) 2 357
6 Кыш Бабай (Татарстан) 2 280
7 Чысхаан (Якутия) 2 095
8 Тол Бабай (Удмуртия) 2 058
9 Урал Мороз (Свердловская область) 1 527
10 Паккайне (Карелия) 1 148
11 Ямал Ири (ЯНАО) 1 027
12 Йушто Кугыза (Марий Эл) 702
13 Кар Кызы (Снегурочка, Татарстан) 605
14 Хёл Мучи (Чувашия) 558
15 Дед Мороз Черноземья (Воронежская область) 556
16 Мороз Воевода (Ярославская область) 497
17 Сагаан Убугун (Бурятия) 453
18 Девица Метелица (Кировская область) 453
19 Дед Трескун (Новгородская область) 381
20 Лымы Ныл (Снежная девочка, Удмуртия) 266
21 Байкальский Дед Мороз 198
22 Якшамо Атя (Мордовия) 196
23 Архангельский Снеговик 190
24 Кузбасский дед Мороз 187
25 Юр Пике (Чувашия) 135
26 Лумикки (Карелия) 105
27 Южный Дед Мороз (Ставрополье) 105
28 Аав Киитн (Калмыкия)  100
29 Алтайский Дед Мороз  98
30 Мунь Каллса (Мурманская область) 76

За год Дед Мороз и Снегурочка увеличили присутствие в СМИ на 16% и 6% соответственно. Например, СМИ следили за туром по странам ближнего и дальнего зарубежья, куда до Нового Года отправился Великоустюгский Дед Мороз. Снегурочка посетила традиционное шествие Дедов Морозов в Москве. А в Рыбинске Ярославской области прошло НаШествие Дедов Морозов. Вместе с Морозомвоеводой из Карабихи дедушка возглавил праздничную колонну и зажег огни на главной елке города.

Дед Мороз и Снегурочка
Фото: “Дед Мороз и Снегурочка в Костроме”, архив сайта “Путешествуйте дома”

В отделениях «Почты России» установили ящики для новогодних писем. Отправлять письма можно не только главному Деду Морозу в Великий Устюг, но и его товарищам из регионов: Урал Морозу, Ямалу Ири, удмуртскому Тол Бабаю, чувашскому Хёл Мучи, марийскому Йушто Кугыза, якутскому Чысхаану. В Карелии новогодние конверты будет ждать Паккайне, в Татарстане – Кыш Бабай, в Улан-Удэ – Сагаан Убугун. Эта новость широко тиражировалась в СМИ и дала значительный прирост упоминаний персонажам. Без внимания СМИ не осталась и новогодняя акция МВД России «Полицейский Дед Мороз».

В Новом здании Российской национальной библиотеки прошла выставка, которая посвящена образу Деда Мороза в национальной литературе и истории, представляя культурное разнообразие регионов нашей страны. Новость о выставке получила широкое освещение и дало прирост упоминаний не только для российских Дед Морозов, но и для зарубежных. На выставке можно было познакомиться с несколькими Дедами, начиная от Талви Укко и Паккайне, Чысхаана, Кыш Бабая, Йушто Кугыза, Якшамо Атя, Хёл Мучи до Товлис Папа (Грузия), Каханд Пап (Армения),  и других.

Урал Мороз, удмуртский Тол Бабай и Дед мороз Черноземья рассказали о новой тенденции в письмах: дети стали загадывать нематериальные желания – например, здоровья близким.

В Татарстане в селе Новый Кырлай открылась резиденция Кыш Бабая и его дочки Кар Кызы, что также повлияло на их упоминаемость.

рейтинга медийности новогодних персонажей

Фото: резиденция Кыш БабаяВ рейтинге 2024 года есть дебютанты, в частности, саамский Дед Мороз из Мурманской области – Мунь Каллса. Его появление связано с тем, что весной 2024 года жители Кольского полуострова получили грант на  проект «Сказочный мир Мунь Каллсы».

Алтайский Дед Мороз стал частью культурно-туристического кода Алтая. С ним связано множество региональных новостей: сотрудничество  Ростелекома с алтайской резиденцией деда Мороза; мероприятие «Алтайская зимовка» и другие.

Аав Киитн из Калмыкии в 2024 году упоминался в 10 раз больше, чем в прошлом. А все потому, что в декабре в Киров прибыло около 100 послов гостеприимства проекта президентской платформы «Россия – страна возможностей» из всех регионов страны. Вместе с послами приехали сказочные герои, в том числе: Урал-Мороз, якутский Чысхаан, калмыцкий Дед Мороз – Киитн Аав, а также их внучки-Снегурочки. Они примут участие в открытии проекта «Киров – Новогодняя столица России».

Фото: “Чыысхан”, архив сайта “Путешествуйте дома”

Еще одним дебютантом рейтинга стала карельская снегурочка Лумикки. В этом году на выставке в ВДНХ карельская представительница снегурочек удостоилась почетной грамоты за обучение карельскому языку всех желающих.

Упоминание в рейтинге Лымы Ныл, верной спутницы удмуртского Деда Мороза Тол Бабая, связано с самим Дедом Морозом. В 2024 году она участвовала в выставке на ВДНХ, на которой представляли национальный удмуртский праздник Гербер.

Девица Метелица с Вятских Полян также участвовала в выставке на ВДНХ. Она не только помогала кировскому Деду Морозу, но и была хранительницей музея шляп. Кроме этого, Девица Метелица участвовала  в фестивале  «Сказочные игры на Вятке».

Талви Укко нарастил присутствие в российских СМИ в 5 раз по сравнению с прошлым годом. Традиционно он приглашал всех желающих посетить резиденцию в Карелии, где можно сфотографироваться в чуме, с оленями и хаски и покататься на финских санях. Также сообщалось, что Управление Россельхознадзора региона провело выездное обследование содержания собак в «Вотчине карельского деда мороза Талви Укко». В ходе обследования было установлено, что собаки активные, упитанность и экстерьер соответствуют породе.

Зимние герои занимают важное место в национальном фольклоре и праздниках, становясь центральными фигурами многочисленных сюжетов в медиа. Государственные структуры активно поддерживают их популяризацию, организуя крупные фестивали, выставки и телепроекты, превращающие этих персонажей в национальные бренды. Параллельно с традиционными событиями, вроде отправки писем сказочным героям, возникают новые инициативы. Они привлекают внимание как детей, так и взрослых, которые хотят хотя бы на мгновение погрузиться в мир сказки и чуда.

 

Предыдущий пост
«Культурный код народов России. Путешествие по традициям»

В Москве открылся проект «Культурный код народов России. Путешествие по традициям»

Следующий пост
ФОК «Родники-Арена»

ФОК «Родники-Арена» в Ивановской области может стать площадкой международного гандбольного турнира «Балканский мост»