Национальный рейтинг медийности новогодних персонажей аналитического агентства «Смыслография» в 2024 году возглавил Дед Мороз. Кыш Бабай, Паккайне и Чысхаан также вошли в десятку. Растет популярность карельских Талви Укко и Лумикки. А среди иностранных «дедов морозов» самый популярный после Санта-Клауса – Йолупукки.
В разных уголках планеты Дед Мороз и другие новогодние персонажи предстают перед нами в самых разных обличьях, отражая уникальные культурные традиции каждого региона. Агентство «Смыслография» узнало, кто из новогодних сказочных персонажей самый популярный в России. Для этого аналитики при экспертной поддержке коммуникационного агентства «АГТ» изучили их упоминаемость в федеральных и региональных СМИ.
Среди российских сказочных персонажей традиционные новогодние медиалидеры – Дед Мороз из Великого Устюга (194,4 тыс. упоминаний) и Снегурочка из Костромы (90,5 тыс.). Третье место в топе по упоминаниям, как и год назад, досталось Морозко, во многом благодаря выходу нового фильма. В пятерку самых упоминаемых (с большим отрывом) также вошли карельский Талви Укко и придуманный писателем Владимиром Одоевским Мороз Иванович.
«Продолжается импортозамещение в СМИ по отношению к западным новогодним персонажам. Если на рубеже десятилетий Санта набирал стабильные 12 тысяч публикаций в российских медиа, в прошлом году – только 7,3 тысячи, в отчетном же – лишь 6,8 тысяч упоминаний. Талви Укко (Карелия) и Мороз Иванович (Новосибирская область) вырвались вперед во многом из-за результативных форматов включенности в «реальную жизнь», удачных локаций и встроенности в туристическую сферу. Весь опыт активности зимних волшебных персонажей – это пример в разной степени успешного проектирования. Медиарейтинг отражает тот факт, что новосибирский Мороз Иванович – один из образцовых примеров локальных «быстрых побед» в этом новогоднем сегменте, наряду с Карелией, Татарстаном, Якутией, Удмуртией, Свердловской областью и ЯНАО. Их опыт уже готов и проверен временем, например, для ДФО, где только Чысхаан в Якутии и Сагаан Убугун в Бурятии, но при этом есть потенциально весьма многочисленные гости из соседних стран», — говорит Владислав Шулаев, директор по продвижению территорий «АГТ», член координационного совета по туризму Общественной палаты РФ.
«Упоминаемость новогодних персонажей – отличный «барометр» эффективности событийного маркетинга и продвижения туристических брендов регионов. На их примере видно, какие механики популярнее всего у журналистов и у аудитории СМИ. Кроме того, рост популярности национальных сказочных персонажей разных регионов отражает всплеск интереса к российской истории и культуре, к этнографии и к самобытности разных уголков страны», — отмечает Ольга Васильева, генеральный директор агентства «Смыслография».
Топ-30 наиболее медийных российских новогодних сказочных персонажей 2024 года:
Имя | Кол-во сообщений в СМИ РФ в 2024 году |
|
1 | Дед Мороз | 194 477 |
2 | Снегурочка (Кострома) | 90 541 |
3 | Морозко (Нижний Новгород) | 13 897 |
4 | Талви Укко (Карелия) | 2 449 |
5 | Мороз Иванович (Новосибирская область) | 2 357 |
6 | Кыш Бабай (Татарстан) | 2 280 |
7 | Чысхаан (Якутия) | 2 095 |
8 | Тол Бабай (Удмуртия) | 2 058 |
9 | Урал Мороз (Свердловская область) | 1 527 |
10 | Паккайне (Карелия) | 1 148 |
11 | Ямал Ири (ЯНАО) | 1 027 |
12 | Йушто Кугыза (Марий Эл) | 702 |
13 | Кар Кызы (Снегурочка, Татарстан) | 605 |
14 | Хёл Мучи (Чувашия) | 558 |
15 | Дед Мороз Черноземья (Воронежская область) | 556 |
16 | Мороз Воевода (Ярославская область) | 497 |
17 | Сагаан Убугун (Бурятия) | 453 |
18 | Девица Метелица (Кировская область) | 453 |
19 | Дед Трескун (Новгородская область) | 381 |
20 | Лымы Ныл (Снежная девочка, Удмуртия) | 266 |
21 | Байкальский Дед Мороз | 198 |
22 | Якшамо Атя (Мордовия) | 196 |
23 | Архангельский Снеговик | 190 |
24 | Кузбасский дед Мороз | 187 |
25 | Юр Пике (Чувашия) | 135 |
26 | Лумикки (Карелия) | 105 |
27 | Южный Дед Мороз (Ставрополье) | 105 |
28 | Аав Киитн (Калмыкия) | 100 |
29 | Алтайский Дед Мороз | 98 |
30 | Мунь Каллса (Мурманская область) | 76 |
За год Дед Мороз и Снегурочка увеличили присутствие в СМИ на 16% и 6% соответственно. Например, СМИ следили за туром по странам ближнего и дальнего зарубежья, куда до Нового Года отправился Великоустюгский Дед Мороз. Снегурочка посетила традиционное шествие Дедов Морозов в Москве. А в Рыбинске Ярославской области прошло НаШествие Дедов Морозов. Вместе с Морозом–воеводой из Карабихи дедушка возглавил праздничную колонну и зажег огни на главной елке города.

В отделениях «Почты России» установили ящики для новогодних писем. Отправлять письма можно не только главному Деду Морозу в Великий Устюг, но и его товарищам из регионов: Урал Морозу, Ямалу Ири, удмуртскому Тол Бабаю, чувашскому Хёл Мучи, марийскому Йушто Кугыза, якутскому Чысхаану. В Карелии новогодние конверты будет ждать Паккайне, в Татарстане – Кыш Бабай, в Улан-Удэ – Сагаан Убугун. Эта новость широко тиражировалась в СМИ и дала значительный прирост упоминаний персонажам. Без внимания СМИ не осталась и новогодняя акция МВД России «Полицейский Дед Мороз».
В Новом здании Российской национальной библиотеки прошла выставка, которая посвящена образу Деда Мороза в национальной литературе и истории, представляя культурное разнообразие регионов нашей страны. Новость о выставке получила широкое освещение и дало прирост упоминаний не только для российских Дед Морозов, но и для зарубежных. На выставке можно было познакомиться с несколькими Дедами, начиная от Талви Укко и Паккайне, Чысхаана, Кыш Бабая, Йушто Кугыза, Якшамо Атя, Хёл Мучи до Товлис Папа (Грузия), Каханд Пап (Армения), и других.
Урал Мороз, удмуртский Тол Бабай и Дед мороз Черноземья рассказали о новой тенденции в письмах: дети стали загадывать нематериальные желания – например, здоровья близким.
В Татарстане в селе Новый Кырлай открылась резиденция Кыш Бабая и его дочки Кар Кызы, что также повлияло на их упоминаемость.
Фото: резиденция Кыш БабаяВ рейтинге 2024 года есть дебютанты, в частности, саамский Дед Мороз из Мурманской области – Мунь Каллса. Его появление связано с тем, что весной 2024 года жители Кольского полуострова получили грант на проект «Сказочный мир Мунь Каллсы».
Алтайский Дед Мороз стал частью культурно-туристического кода Алтая. С ним связано множество региональных новостей: сотрудничество Ростелекома с алтайской резиденцией деда Мороза; мероприятие «Алтайская зимовка» и другие.
Аав Киитн из Калмыкии в 2024 году упоминался в 10 раз больше, чем в прошлом. А все потому, что в декабре в Киров прибыло около 100 послов гостеприимства проекта президентской платформы «Россия – страна возможностей» из всех регионов страны. Вместе с послами приехали сказочные герои, в том числе: Урал-Мороз, якутский Чысхаан, калмыцкий Дед Мороз – Киитн Аав, а также их внучки-Снегурочки. Они примут участие в открытии проекта «Киров – Новогодняя столица России».

Еще одним дебютантом рейтинга стала карельская снегурочка Лумикки. В этом году на выставке в ВДНХ карельская представительница снегурочек удостоилась почетной грамоты за обучение карельскому языку всех желающих.
Упоминание в рейтинге Лымы Ныл, верной спутницы удмуртского Деда Мороза Тол Бабая, связано с самим Дедом Морозом. В 2024 году она участвовала в выставке на ВДНХ, на которой представляли национальный удмуртский праздник Гербер.
Девица Метелица с Вятских Полян также участвовала в выставке на ВДНХ. Она не только помогала кировскому Деду Морозу, но и была хранительницей музея шляп. Кроме этого, Девица Метелица участвовала в фестивале «Сказочные игры на Вятке».
Талви Укко нарастил присутствие в российских СМИ в 5 раз по сравнению с прошлым годом. Традиционно он приглашал всех желающих посетить резиденцию в Карелии, где можно сфотографироваться в чуме, с оленями и хаски и покататься на финских санях. Также сообщалось, что Управление Россельхознадзора региона провело выездное обследование содержания собак в «Вотчине карельского деда мороза Талви Укко». В ходе обследования было установлено, что собаки активные, упитанность и экстерьер соответствуют породе.
Зимние герои занимают важное место в национальном фольклоре и праздниках, становясь центральными фигурами многочисленных сюжетов в медиа. Государственные структуры активно поддерживают их популяризацию, организуя крупные фестивали, выставки и телепроекты, превращающие этих персонажей в национальные бренды. Параллельно с традиционными событиями, вроде отправки писем сказочным героям, возникают новые инициативы. Они привлекают внимание как детей, так и взрослых, которые хотят хотя бы на мгновение погрузиться в мир сказки и чуда.