Куда пойти и что посмотреть в октябре

Руслан Тохтиев, участник фотоконкурса «Путешествуйте дома»

«Астероиды и кометы» и «Планетарные туманности» в SISTEMA GALLERY
SISTEMA GALLERY открыла второе здание, в котором расположены выставочный зал площадью 250 кв. метров, лекторий и открытое хранение произведений искусства. С новым этапом развития галерея расширила деятельность, включив в программу лекции, мастер-классы, большие выставочные проекты. В двух зданиях галереи будут представлены две выставки Ростана Тавасиева «Астероиды и кометы» и «Планетарные туманности», которые являются частью большого проекта художника «Каталог произведений искусства в космическом пространстве». Первый том одноименного каталога будет издан к открытию выставок.

В экспозиции войдет более 30 живописных работ, свыше 20 листов графики и серия скульптур. Проект в таком полном составе будет показан впервые, большинство работ созданы специально к открытию. В рамках параллельной программы пройдут лекции и кинопоказы, посвященные искусству в космосе.

Зарядье. Архивы возможного
В Старом Английском дворе (парк «Зарядье») отрылась выставка «Зарядье. Архивы возможного», посвященная нереализованным архитектурным проектам ХХ и ХХI веков: альтернативным сценариям архитектурного прошлого, настоящего и будущего столицы. В новом исследовании кураторская группа создает архитектурную матрицу Зарядья: в единую систему сведены масштабные замыслы начала ХХ века в стиле конструктивизма и сталинского ампира, рендеры и визуализации многофункциональных комплексов начала 2000-х, конкурсные проекты на разработку ландшафтно-архитектурной концепции парка «Зарядье», нейросетевые эксперименты на тему будущего.

Визуальные сценарии будущего представлены в виде нейроарта художницы Валерии Титовой. А видеоматериалы с высоты птичьего полета были преобразованы с помощью нейросети warpfusion — разработки программиста Александра Спирина. 

Геология — это романтика: как в Башкирии прошел чемпионат «ГеоВызов» 
В Башкирии завершился Первый международный геологический чемпионат «ГеоВызов». Соревнования прошли в Уфе, Архангельском и Гафурийском районах. Чемпионат позволил вовлечь школьников и студентов, показал им насколько интересными, перспективными и значимыми могут быть профессии, связанные с геологией. Все шесть дней экспедиции участники чемпионата прожили истинной геологической жизнью, которую обычно называют геологической романтикой. Как известно, геологию называют самой романтической профессией. Но за внешней романтикой стоит тяжёлый физический труд и высокая наука. Глухие места, полное отсутствие бытовых, привычных удобств – чаще всего это остается в тени работы геологоразведчиков. Как же прошел Первый международный геологический чемпионат «ГеоВызов»?

Команды-участники чемпионата приехали из разных стран и регионов России, познакомились с уникальной природой республики, узнали больше об особенностях геологии региона, установили связи со своими сверстниками и получили возможность пообщаться с ведущими экспертами и руководителями отрасли. В масштабном мероприятии приняли участие представители геологического движения молодежи России и стран СНГ – студенты средне-специальных и высших учебных заведений геологического профиля: из Усть-Каменогорска, Красного Луча (ЛНР), Владивостока, Грозного, Екатеринбурга, Казани, Магнитогорска, Октябрьского, Миасса, Москвы, Новосибирска, Самары, Санкт-Петербурга, Тюмени. В общей сложности 20 команд из России и одна из Казахстана. Экспертами и наставниками выступили ведущие геологи Роснедр, компаний-недропользователей, профильных учебных заведений и научных институтов.
Около 200 участников Первого международного геологического чемпионата «Геовызов» отправились на экскурсию по уникальным геологическим объектам Республики Башкортостан. Юные геологи посетили музей Скунина в городе Стерлитамак, шихан Торатау, геологический разрез и достопримечательности Гафурийского района. 
 

«Башкортостан славится своими природными богатствами – бескрайние степи и равнины, чистейшие горные реки и прозрачные озера, высокие скалы и глубокие пещеры. На территории республики находятся три заповедника и национальный парк природы. Помимо этого, наша земля щедро одарена недрами и полезными ископаемыми. Именно поэтому Башкирия интересна с научной и практической точки зрения, являясь ведущим регионом страны по развитию геологической и нефтегазовой отраслей», – объяснили организаторы выбор локации «ГеоВызова».

В регионе есть геологический музей под открытым небом. Это Стерлитамакские шиханы, представляющие собой горную цепочку в 20 км вдоль реки Белой. Поражает тот факт, что возраст шихан – около 300 миллионов лет. В то время на месте шихан было море. Теперь же подводные рифы – это горы, в которых сохранились окаменевшие остатки кораллов, губок, водорослей и даже отпечатки моллюсков. Еще одна гордость Башкирии – Капова пещера, расположенная на территории заповедника Шульган-таш. Именно здесь, в дальних залах пещеры, можно увидеть уникальные наскальные рисунки животных, хижин, разных фигур и знаков. Все это нарисовали древние люди в XII-X тысячелетиях до нашей эры. Для создания рисунков они использовали охру и уголь.
Интересно, что Башкортостан может похвастаться и «статусной вещью» для государства – «золотыми гвоздями». Термином «золотой гвоздь» геологи называют точку отсчета древнего периода времени. Отмеченный разрез получает статус глобального стратотипа границы. Для сравнения: Китай обладает 10 «золотыми гвоздями», США имеет восемь, Узбекистан – один. В Башкортостане «золотых гвоздя» два! Наши ученые доказали, что горные породы на разрезе «Усолка» в Гафурийском районе Башкортостана образовались 294 миллионов лет назад – так в 2019 году в России появился первый в истории «золотой гвоздь». В январе 2022 года разрез «Дальний Тюлькас», располагающийся также на территории Гафурийского района, получил официальный статус GSSP («золотой гвоздь») нижней границы артинского яруса пермской системы Международной стратиграфической шкалы. 
По итогам чемпионата Гран-при «ГеоВызова» вручили команде Санкт-Петербургского горного университета «Геоюниверс». Первое место досталось ребятам из института геологии и нефтегазовых технологий из Казани («Геобарсы») и Уфимского университета науки и технологий «Нанесенные ветром»). Второй стала команда «Разведка молотком» Уральского горного университета из Екатеринбурга, третьей – «Взрывные самоцветы» Южно-Уральского университета из Миасса. Среди призов для них представится возможность пройти стажировку в ведущих российских компаниях. «ГеоВызов» прошел по инициативе Главы Башкортостана Радия Хабирова при поддержке руководителя Федерального агентства по недропользованию (Роснедра) Евгения Петрова. По словам организаторов, это мероприятие о геологии и будущих геологах страны, определяющее дальнейшие цели и задачи в данной отрасли, недропользовании, в экологии, подготовке новых кадров.

«Люся Воронова. Цветочный джаз»
В галерее «Китай-город» объединения «Выставочные залы Москвы» откроется выставочный проект «Люся Воронова. Цветочный джаз». Он посвящен предстоящему юбилею художницы. Выставка будет первой в серии проектов, посвященных взгляду на «русский стиль», главенствовавший в искусстве рубежа XIX-XX столетий, из нашего XXI века. Проекты будут проходить на протяжении арт-сезона 2023-2024 в разных галереях объединения. Кураторам серии кажется интересным понять, как современные авторы различных направлений интерпретируют само понятие «русский стиль». Геометрические мозаичные узоры, абстрактные, растительные мотивы, лоскутные врезки, паттерны в живописи Люси Вороновой можно отнести и к русскому орнаменту, особой знаковой системе, где каждый завиток всегда имел свое значение.

На выставке представлено около 30 крупноформатных живописных произведений Люси Вороновой. Работы объединены, во-первых, тем, что они созданы совсем недавно, большинство буквально в этом году. Во-вторых – это переосмысленное заимствование из прошлого творческого цикла. Люся Воронова начинала в 1970-е с узоров и орнаментов. Еще обучаясь на художественном факультете Московского технологического института, занималась керамикой, текстилем, работала с этнографическими предметами. Сохранились ее текстильные работы 80-90-х годов, выполненные в традиционной гобеленной и коллажной техниках. Потом были различные серии, например, «Домики», «Портретные натюрморты», «Цветы на черном», «Портреты». А сейчас, уже на другом профессиональном уровне, художница по спирали пришла к тому, с чего когда-то начинала и что больше всего любит. Часами она может смотреть на ковры, мозаику, и приглашает и своих зрителей к такой медитации, поиску смысла. И тогда, словно на сказочном ковре-самолете, посетитель отправится в путешествие по притчам и сказам, историям, которые рассказывает Люся Воронова, апеллируя к таким ценностям, как первозданность, гармония, простота, лаконичность, непосредственность, наконец, нежность и красота. Все вместе рождает особенную сложную репрезентацию мирового устройства в его системности. Как говорит Люся: «Художники все летают. В своем космосе».
На выставке представлены работы из собрания Фонда Люси Вороновой и частной коллекции Руслана Мамедова.

«Капкан. Судная ночь»
Триллер продюсера Александра Ажа выпустит на большие экраны по всей России уже 5 октября кинопрокатная компания «Наше кино». Пронизывающий ужасом и бьющий адреналином в самое сердце сценарий повествует о том, как выжить в схватке с беспощадным стрелком, скрывающим свое лицо. Логика здесь проигрывает: у маньяка свои философия и правила жизни, по которым он выбирает, кто в эту ночь станет следующей жертвой, а кого следует пощадить. Он начинает опасную игру с главной героиней, и вместе с тем, со зрителем по ту сторону экрана: последнего ждут несколько непредсказуемых сюжетных поворотов и напряженное повествование от начала до конца, без возможности отвлечься и расслабиться. Противоборство охотника и его добычи будет разворачиваться стремительно, и обернется абсолютно неожиданной концовкой.

Концепция судной ночи пришла из культурного контекста хоррор-фильмов и впервые была предложена Джеймсом ДеМонако в фильме «Судная ночь» (The Purge) 2013 года. Идея получила развитие в триллере 2023 года «Капкан. Судная ночь» и ставит перед зрителем глубокие вопросы о природе зла, власти, агрессии и насилия. Поэтому любителям «Судной ночи» Джеймса ДеМонако точно придутся по сердцу нервное напряжение и таинственная череда событий, сменяющих друг друга в картине Франка Халфуна. Здесь пугают не загробные персонажи, а люди рядом, чьи мотивы и принципы бывают настолько кровожадны и бесчеловечны, что приводят к огромным трагедиям. Динамика и виртуозность сценария, а также убедительная игра звезды сериала «Вторжение» Камилль Роу заставляют вспомнить примеры других выдающихся триллеров про замкнутые пространства, вроде «Комнаты страха» Дэвида Финчера, а также про насильственное вторжение незнакомцев-оборотней в «Забавных играх» Михаэля Ханеке. Продюсером новинки выступил обладатель золотой пальмовой ветви Александр Ажа, известный, в первую очередь, по новаторским в жанре ужасов фильмам «Зеркала» и «У холмов есть глаза»

ДУРНЫЕ ДЕНЬГИ // DUMB MONEY
Говорят, что миром правят деньги. А деньгами распоряжается Уолл-Стрит. И если на самом верху решили, что небольшая сеть магазинов видеоигр должна обанкротиться, то под это можно брать кредит в банке! Но обычные люди сказали «нет» и дали бой мировым биржам. Геймеры, тик-токеры, домохозяйки и мелкие инвесторы принялись скупать акции и «сломали» Уолл-Стрит, попутно заработав легкие деньги! Режиссер: Крэйг Гиллеспи («Круэлла», «Тоня против всех», «И грянул шторм»). Самое любопытное, что у героев фильма – реальные прототипы в жизни. Так, Гейб Плоткин (Сет Роген), глава хедж-фонда приобрел во время пандемии два огромных соседних особняка на берегу океана в Майами, а затем снес одно из этих строений, чтобы построить на этом месте теннисный корт. Партнеры и владельцы компании Robinhood Влад Тенев (Себастиан Стэн) и Байху Бхатт (Руши Кота) как в реальной жизни, так и на экране разъезжают на двух одинаковых моделях автомобилей Tesla. У Стива Коэна (Винсент Д’Онофрио), главы хедж-фонда SAC, в его особняке на протяжении 10 лет в качестве домашнего питомца проживала большая свинья. В какой-то момент в доме ей стало слишком тесно, и ее отдали на ферму. Создатели фильма не могли обойти этот забавный факт стороной, так что свинья появилась и на экране. Брат главного героя Кита Гилла – Кевин (Пит Дэвидсон) как в фильме, так и в реальной жизни на спор пробежал без одежды полтора километра во время сильного дождя и грозы. В фильм также вошла проникновенная речь, которую главный герой картины, Кит Гилл, зачитывает перед представителями Конгресса США. Он искренне и без обиняков рассказывает о своей жизни, семье, учебе и карьере и о том, через что его семье и другим простым людям пришлось пройти во время пандемии. Это очень яркая сцена, которая не оставит зрителей равнодушными.

Режиссера фильма Крэйг Гиллеспи сам принимал участие во всех событиях, разворачивающихся в фильме: его сын вложился в акции GameStop и даже заработал на них. Он пытался отговорить отца от поспешных действий с акциями, но в итоге Гиллеспи постигла неудача, и он потерял свои деньги. По словам сценариста и продюсера фильма, Лорен Шукер Блум, снимать киноленты у Гиллеспи все же получается лучше, чем играть на бирже. В реальной жизни Кит Гилл не только компьютерный гений и прекрасный финансовый аналитик, но у него есть и другие таланты: он является чемпионом по настольной игре Wizard, а также не раз участвовал в беговых марафонах.

Текст: Татьяна Белоножкина  
Заглавное фото: Руслан Тохтиев, участник фотоконкурса «Путешествуйте дома»

Предыдущий пост

Треть россиян в этом году занималась автотуризмом

Следующий пост

Всероссийский фестиваль йети пройдет в Удмуртии