Выставка-исследование «Во имя промысла». Художественные промыслы России. Имена XX века
С 26 октября по 20 октября 2024 года в рамках проекта «Путешествие домой. Традиционное искусство России» Всероссийский музей декоративного искусства открыл новую выставку «Во имя промысла». Впервые художественные промыслы России презентуются как собрание драгоценностей, где каждый из отобранных предметов – легенда. По словам директора музея Елены Титовой, выставка призвана показать, что художественные промыслы в XX веке – это глубокая традиция, претворенная в работе индивидуальных мастеров и ученых-исследователей, поднимавших художественный промысел до уровня национального искусства.
Эти экспонаты никогда не показывались вместе и в данной экспозиции – это соперничество сильнейших, красота и великолепие равных. Для зрителя с новой стороны откроются узнаваемые и давно любимые хохлома, гжель, вологодское кружево, ростовская финифть и жостовская роспись. Впервые станут доступны малоизвестные, но не менее яркие шемогодская береста, нижнетагильская роспись подносов, борнуковский камень и михайловское кружево. Павловопосадский платок соседствует с курским ковром, стекло из Гусь-Хрустального с якутской костью, а унцукульские насечки с ростовской финифтью.
– На выставке представлены лучшие образцы 1920-1980-х годов, отобранные из коллекции нашего музея, который является правопреемником Московского кустарного музея и Научно-исследовательского института художественной промышленности, – отмечает куратор выставки Нина Гомиашвили. – «Во имя промысла» – это монтаж современных идей, новый взгляд на художественные промыслы, которые могут способствовать их развитию сегодня.
Также к выставке подготовлена обширная программа: цикл лекций «Говорит хранитель», тематические экскурсии, цикл интерактивных программ, мастер-классы и паблик-токи с искусствоведами, исследователями и художниками, в том числе с Андреем Сарабьяновым – советским и российским историком искусства, Андреем Боровским – искусствоведом, художником и этнокультурологом о переходе ремесла в промысел, русском национальном коде в авангарде и о том, как советские промыслы сделали тренд в мировой моде.
Изменчивая мода на ВДНХ
На ВДНХ в павильоне «Рабочий и колхозница» открылась выставка «Век 19-й. Изменчивая мода. От ампира до модерна». В экспозиции показано более 400 подлинных предметов XIX века – платья, обувь, нижнее белье, аксессуары, гравюры. Большинство экспонатов будет демонстрироваться широкой публике впервые, а главной особенностью выставки станет большая коллекция нижнего белья и обуви XIX века — эти предметы гардероба почти не сохранились до наших дней и плохо представлены в музеях.
Выставка повествует о неразрывной связи между социальными, экономическими, технологическими переменами, которые переживала Европа в XIX веке, и модной индустрией той эпохи. Представленные экспонаты охватывают период ампира (1800-1830 гг.), викторианский романтизм (1837-1870 гг.) и поздний викторианский период с переходом в модерн (1870-1900 гг.). Куратор выставки, коллекционер Назим Мустафаев отмечает, что не случайно в названии выставки используется выражение «изменчивая мода».
– Посетители нашей экспозиции увидят, как вместе с политическими и технологическими изменениями на протяжении века менялась и мода. Экспозиция задумана как «выставка-книга»: ее можно не только смотреть, но и читать. Вся история моды XIX века представлена как хронологическая шкала, проиллюстрированная текстом, изображениями костюмов, подлинными гравюрами и раритетными предметами, – добавил он.
В рамках выставки запланирована обширная образовательная программа с авторскими лекциями коллекционеров – участников экспозиции и других экспертов, специализирующихся на моде XIX века.
«Тётка Чарлея» в Театре на Трубной
Тетушка из Бразилии приглашает в Театр на Трубной! Дмитрий Астрахан и Илья Макаров представляют вторую премьеру сезона «Тётка Чарлея». История «Тетки Чарлея» Брендона Томаса широко известна по фильму «Здравствуйте, я ваша тетя!». Студенты Оксфорда – Чарли и Джек хотят очаровать возлюбленных – Эмми и Китти. Чтобы произвести приятное впечатление, они решаются на безумство и просят друга предстать в образе тети Чарли из Бразилии. Казалось бы, все идет по плану… Пока не приезжает настоящая Донна Люция.
По словам режиссера спектакля, художественного руководителя Театра на Трубной Дмитрия Астрахана, есть много пьес, где были комические ситуации с переодеванием мужчин в женщин, но не все из них пережили своё время. Однако с историей Брэндона Томаса «Тётка Чарлея» знаком практически каждый. В этой пьесе есть вечная тема: как важно суметь объясниться в любви. Ведь часто многие этого не делают, а потом раскаиваются всю оставшуюся жизнь.
Брендон Томас поместил своих героев в викторианскую эпоху, когда мужчина и женщина не могли оставаться наедине без свидетелей до свадьбы, существовал строгий запрет. Таковы были правила того времени, и автор делает эту тему центральной в сюжете – страх быть непонятым и отвергнутым в любви. Это делает пьесу вечной, так как у каждого из нас был подобный опыт: стеснение, неуверенность, страх перед отказом.
Исполнительница роли Донны Люции Татьяна Веденеева также отмечает, что во всем мире пьесу ставят по-разному.
– Эта пьеса совершенно необыкновенная, где английский юмор, человеческие страсти, игру слов автор преподносит с улыбкой и надеждой на понимание. Ведь каждый из нас сталкивался с ситуациями, когда мы чувствовали себя неуверенно, совершали ошибки и не принимали правильные решения в своей жизни. Помните: «Мы выбираем, нас выбирают, как это часто не совпадает» – это действительно так. Любить и быть любимым – это и есть счастье о котором все мечтают. Но часто не решаются сделать ему шаг навстречу. Моя героиня – не исключение. Наши артисты играют просто великолепно и добавляют в английскую комедию русское веселье и размах.
Текст: Татьяна БЕЛОНОЖКИНА
Фото: «Мгновение из жизни горожан», Дмитрий Леонов, участник фотоконкурса «Путешествуйте дома»