Слава и величие парфюмеров царской России
10 ноября в Музее Гаража особого назначения на ВДНХ открывается выставка «Слава и величие парфюмеров царской России – Поставщиков Высочайшего Двора». Экспозиция организована Русским музеем парфюмерии совместно с Музеем ГОН и реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Выставка будет проходить до 9 июня 2024 года.
Посетители смогут познакомиться с историей парфюмерных производств Альфонса Ралле (Товарищество высшей парфюмерии А. Ралле и Ко, позже — фабрика «Свобода»), Адольфа Сиу (Товарищество фабрик А. Сиу и Ко, позже — фабрика «Большевик»), Генриха Брокара (Товарищество Брокар и Ко, позже — «Новая заря»), Александра Митрофановича Остроумова (Товарищество парфюмерной фабрики провизора А.М. Остроумова), а также других российских предпринимателей. Помимо признания со стороны покупателей, все они были отмечены почетным званием Поставщика Двора Его Императорского Величества. Экспозиция расскажет, что значил этот титул в то время, как трудно было его получить и удержать, как конкурировали с зарубежными поставщиками и славили имя России на мировых рынках и всемирных художественно-промышленных выставках отечественные парфюмеры.
Среди экспонатов – парфюмерные наборы, флаконы, духи и одеколоны, помады, пудры, мыла, рекламные издания и предметы дамского будуара от отечественных парфюмеров, художников, дизайнеров, стеклоделов, печатников — вся история развития парфюмерии и косметики в дореволюционной России в подлинных предметах того времени. Уникальную композицию предметов парфюмерного искусства дополнят шедевры отечественного и мирового автомобилестроения царской России. Отдельный раздел выставки посвящен празднованию 300-летия дома Романовых в 1913 году. Этот юбилей широко отмечался в Российской империи в год наивысшей точки экономического и культурного развития страны начала XX века
«Тинькофф Город: Энди Уорхол и русское искусство»
В Еврейском музее и центре толерантности открылся масштабный проект «Тинькофф Город: Энди Уорхол и русское искусство». Экспозиция построена на диалоге между работами Энди Уорхола и произведениями известных российских художников и демонстрирует многообразие, глубину и преемственность творческих методов короля американского поп-арта. По словам куратора Яны Звенигородской, они постарались создать сложное и многочастное экспозиционное пространство, ориентируясь на основные этапы творчества художника: «Тусовка», «Я – бренд», «Шоппинг», «Как Энди стал Уорхолом», «Среда обитания», «Деньги», «Монро», «Слава» и Memento mori.
Наряду с более чем 60 произведениями Уорхола представлено около 50 работ современных российских художников.
– Еврейский музей и центр толерантности во второй раз в своей истории представляет произведения Уорхола, – комментирует исполнительный директор музея Кристина Краснянская. – Первая выставка «Энди Уорхол: десять знаменитых евреев XX века» с успехом прошла в 2014 году, спустя десять лет Бахметьевский гараж снова принимает работы одного из самых узнаваемых художников ХХ века.
Выставка продлиться до 18 февраля 2024 года.
Зверев / Михнов-Войтенко. Секунда, умноженная на вечность
17 ноября в Музее AZ при участии галереи pop/off/art откроется выставка, посвященная московскому художнику Анатолию Звереву и ленинградцу Евгению Михнову-Войтенко — двум легендарным авторам второй половины ХХ века. Выставка в Музее AZ станет первым музейным показом работ Евгения Михнова-Войтенко в Москве.
В экспозицию войдут более 100 работ художников из коллекции Музея AZ, Русского музея, Нового музея Аслана Чехоева и частных собраний Москвы и Петербурга. Сравнивая двух авторов, кураторы выставки — искусствоведы Сергей Попов и Серафима Кострова предлагают увидеть общие основы художественных новаций эпохи оттепели, а также знакомят аудиторию с Евгением Михновым-Войтенко, чья живопись открывает особые грани абстракции. Название выставки — «Секунда, умноженная на вечность» — это цитата из дневников Евгения Михнова-Войтенко. Для московского зрителя это имя долгое время оставалось неизвестным. Отправной точкой выставки стала статья художника Михаила Кулакова, написанная в 1981 году.
Генеральный директор Музея AZ Наталия Опалева отмечает, что на выставке они предлагают зрителям продолжить увлекательное занятие сопоставления сходств и различий:
– Согласиться или не согласиться с мнением кураторов, поразмышлять о судьбах художников в период оттепели, а главное — насладиться удивительными работами ранних периодов творчества легендарных фигур двух столиц.
Михнова-Войтенко и Зверева объединяют не только похожие обстоятельства жизни, но прежде всего визуальные эксперименты, характерные для работ оттепельного периода, и свобода артистического жеста.
Выставка продлится до 14 апреля 2024.
Сон Маши, или Щелкунчик за кулисами
Галерея «Е.К. АртБюро» представляет выставку Людмилы Горловой, которая принадлежит к плеяде художников, сыгравших ключевую роль в процессе формирования актуального российского искусства в период 1990-х – 2000-х годов. Участница многочисленных отечественных и международных проектов, Людмила входит в десятку крупнейших современных художниц нашей страны. Экспериментируя с различными медиа, она работает на стыке искусства и социальной проблематики. В проекте «Щелкунчик за кулисами» Людмила предлагает взглянуть на популярную постановку с непривычного зрителю ракурса. Сама художница называет эту серию «набор дивертисментов». В целом, в экспозицию войдет около 30 произведений, исполненных художницей в течение последнего года.
– Следуя моему первоначальному амплуа, я продолжаю использовать в качестве изобразительного средства модуль медиа-картинки, которая давно кочует в сознании вне какого-либо определенного формата и, как готовая модель-клише, сама по себе превратилась в изобразительное средство эпохи искусственного интеллекта, – отмечает она.
Коза Луиза и НЛО
На Детской сцене Театра сатиры – премьера юбилейного сотого спектакля «Коза Луиза и НЛО». Автор этой музыкальной сказки, писательница и художница Наталья Айги создала удивительный мир, населенный смешными и трогательными персонажами. «Любопытство и приключения» – такими словами характеризуют спектакль его создатели. Современные мамы хорошо знают имя Натальи Айги, которая написала и проиллюстрировала книгу «Про Пятачкова, Копытцева и Козу Луизу». Сказка легла в основу новой пьесы Театра сатиры «Коза Луиза и НЛО».
Автор инсценировки и режиссер Лариса Крупина говорит, что «эта настоящая детская история, где маленькие и трогательные персонажи пытаются осуществить свою мечту. Именно с ними, героями сказки, захотят сравнивать себя современные маленькие зрители. Следить за ними, искать свое Я в предлагаемых обстоятельствах и, фигурально выражаясь, приподниматься над землей. Потому что поиск, желание открыть неизведанное, понять что-то новое, захотеть чего-то большего, осуществить свою мечту заложено в сущности каждого ребенка».
Сюжет пьесы не отступает от книжной версии: однажды в волшебном лесу Поросята-непоседы, обожающие современный рэп, и малыш Козленок, увлеченный компьютерными играми, отправляются на поиски НЛО, но попадают в непростую ситуацию из-за обманщика Волка. На помощь им приходит Коза Луиза и ее дочь, маленькая Козочка, ведущая в соцсетях стримы о лесных приключениях. Увлекательное путешествие, сказка-путь, где герои приближаются к своей заветной мечте, даже если на пути встречаются преграды.
По словам художественного руководителя Театра сатиры Сергея Газарова, они создавали музыкальную сказку-приключение для современных детей. Сказку, которая захватит внимание ребенка и заставит следить за персонажами от самого начала и до счастливого финала.
– Здесь и гаджеты, и музыка, и анимация, и костюмы – все это будет понятно и маленькому зрителю четырех лет, и десятилетнему школьнику. Как в настоящем взрослом большом театре, где в репертуаре есть и пьесы по классическим произведениям, и пьесы современных драматургов, на Детской сцене Театра сатиры также будут появляться современные пьесы, и наша новая премьера тому подтверждение.
Великий Восток в Музее международного нумизматического клуба
В Музее Международного нумизматического клуба открылась выставка «Великий Восток», посвященная искусству, истории и культуре двадцати пяти великих династий Центральной Азии. Выставка рассказывает о древних и загадочных государствах от Ахеменидской державы до империи Амира Тимура и отвечает на вопрос о том, где появились первые монеты.
В экспозиции представлено 230 монет из коллекции Музея нумизматики, предметы изобразительного искусства и редчайшие артефакты древности от Государственного Эрмитажа, Музея Востока, ГМИИ им. А.С. Пушкина и Фонда Марджани. Вагит Алекперов, учредитель Музея международного нумизматического клуба отметил, что данный проект стал результатом партнерства частных коллекций и государственных собраний.
Это уже третий проект с участием крупнейших государственных музеев и почти триста уникальных предметов культуры и искусства Центральной Азии. Посетители смогут познакомиться с уникальными археологическими находками, сделанными в тех странах, откуда происходят деньги, а также с произведениями искусства, ритуальными атрибутами и изображениями богов тех времен. На экспозиции представлены тактильные предметы и товары Великого шелкового пути (специи, кораллы, серебро, слоновая кость и, конечно же, шелк). Выставка оснащена аудиосопровождением, интерактивными картами древних государств, а также планшетами, на которых можно детально рассмотреть все представленные экспонаты.
Старший эксперт в Музее международного нумизматического клуба и по совместительству сокуратор выставки Богдан Берковский отмечает, что это во многом необычный проект:
– Когда мы говорим о нумизматике, мы всегда представляем исключительно локальную тему. Мы же, как Музей нумизматики, смотрим на это совершенно по-другому. Мы считаем, что это отдельная историческая дисциплина или даже часть искусства. Это исторический источник, а иногда даже доказательство и свидетельство. Мы поняли, что через нумизматику вместе с произведениями искусства можно рассказать непростую и очень интересную историю. Так, выставка начинается с эпохи ахименидов. Вы можете увидеть первые монеты региона, так очаровавшего некогда Александра Македонского, который, собственно, почувствовал эту особую притягательность Востока. Более того, Ахименидская империя — это вообще первая империя, первое великое государство, с которым столкнулись греки. И желание его уничтожить было продиктовано, прежде всего, стремлением обладать такой же властью, как и древние персы. Или Сосанидская империя. На каждой обратной стороне монеты зороастрийцев вы увидите Атаждан – огненный алтарь, говорящий о бытовавшей в то время культе огня. В зале, посвященном исламскому искусству, можно заметить самые далекие отсылки к абстрактному искусству. Можно сказать, что исламское искусство в каком-то смысла стало причиной зарождения в будущем искусства абстрактного. В целом, экспозиция включает крупнейшую в мире коллекцию золотых монет Чингисхана и Тамерлана, золотые монеты Александра Македонского, Персидской, Кушанской, Сасанидской империй, Парфии и Бактрии и другие монеты, отчеканенные правителями этого региона от V века до н. э. до XV в. н. э.
Царство Урарту
ГМИИ им. А.С. Пушкина представляет выставку «Царство Урарту. Наследие древней Армении. Урашту – Харминуя – Армина», организованную совместно с ведущими музеями России и Армении. Она посвящена богатой культурной истории древней Армении и представляет особый взгляд на истоки ее искусства – наследие государства Урарту (IX–VII века до н.э.). Основу экспозиции составляет богатое наследие царства Урарту IX–VII веков до н.э. — одного из главных древневосточных государств I тысячелетия до н.э. Выставка приурочена к знаменательному событию – 100-летнему юбилею со дня рождения знаменитого востоковеда Светланы Измайловны Ходжаш (1923–2008), заведующей отделом Древнего Востока ГМИИ им. А.С. Пушкина (1964–2008) и многолетнего руководителя археологического отряда Пушкинского музея (1959–1978) в составе совместной экспедиции в Эребуни. В ГМИИ им. А.С. Пушкина хранится выдающаяся коллекция искусства и культуры Урарту из крепостей Эребуни и Тейшебаини. На выставке впервые будут представлены артефакты с самых первых раскопок, проведенных еще во времена императорской России, а также памятники, найденные армянскими археологами в ходе раскопок 2010-х годов.
Ядро коллекции Пушкинского музея – находки совместной экспедиции Академии наук Армянской ССР и ГМИИ им. А.С. Пушкина в 1952–1978 годах на холме Арин-Берд, где располагалась урартская крепость Эребуни. Сейчас историко-археологический музей-заповедник «Эребуни» – это один из главных археологических центров Армении, фонды которого непрерывно пополняются. На выставке в ГМИИ им. А.С. Пушкина Музей Эребуни впервые покажет уникальные экспонаты – большая часть из них ранее не участвовала в выставках за пределами Армении. Особую ценность урартской коллекции ГМИИ им. А.С. Пушкина составляют монументальные росписи, найденные у храма бога Халди и в большом зале дворца Аргишти I в Эребуни, урартского и постурартского периодов (VIII–IV века до н.э.). В отличие от монументальной живописи соседней Ассирии (и Месопотамии в целом), эти фрагменты росписей сохранились в большом количестве благодаря более благоприятному климату Армении и наличию сразу нескольких живописных слоев, датирующихся разными периодами. Коллекция урартских росписей в Пушкинском музее представляет самый разнообразный живописный материал: от многоярусных композиций культового характера эпохи расцвета искусства Урарту до позднеурартских светских росписей с более свободной манерой исполнения, пасторальными сценами и пейзажами.
На выставке также будут представлены результаты работы реставраторов и исследователей с карасами – специальными большими сосудами для хранения вина или зерна. Некоторые из них достигают в высоту два метра. В выставочном пространстве посетители увидят реконструированную модель крупного караса из Эребуни в специальном видеоролике, а также фрагменты таких сосудов с надписями, имеющими большое значение для исследователей, изучающих урартскую метрологию.
Бугимен. Начало легенды
Фильм «Бугимен. Начало легенды», вдохновленный рассказом Стивена Кинга, выходит в российский прокат 23 ноября. Дистрибьютором выступит кинопрокатная компания «Наше кино».
По сюжету после смерти главы семьи мать с тремя детьми переезжает в небольшой городок. Вскоре они узнают, что за последние несколько месяцев в городе при загадочных обстоятельствах начали исчезать дети. Теперь, чтобы выжить, героям предстоит пройти ужасающий квест на пути к разгадке легенды о Бугимене. Из традиционных для сеттинга Кинга американских пейзажей события перенесены в Испанию, где литературный нарратив соединился с чёрной страницей испанской истории и местными легендами. Это первый художественный фильм, дающий интерпретацию реального эпизода, который произошел в провинции Альмерия, а позже стал основой для фольклора. Больной туберкулёзом мужчина был убежден, что избавится от недуга, если будет пить кровь маленьких детей. За пределами Испании эта история обросла новыми подробностями и сюжетными поворотами, а преступник-безумец превратился в бесплотное чудовище, которого прозвали Бугимен. Под этим названием он вселяет ужас в детей во всем мире по сей день. Зрителю обещают первобытный страх, напряжение, волнение и глубокое погружение в историю истинного происхождения мифа о Бугимене. Главную роль в хорроре режиссера Анхеля Гомеса Эрнандеса сыграл актер Хавьер Ботет.
Добро пожаловать в семью
2 ноября в российский кинопрокат выходит криминальная экшн-комедия Владимира Зинкевича «Добро пожаловать в семью. Повар из Неаполя».
Это сиквел фильма 2022 года, главные роли в котором вновь исполнили Владимир Сычев, Светлана Камынина, Кристина Строителева и Вячеслав Морозов. Картина, в которой «крестный отец» города Леонид Бойцов возвращается домой из очередной «командировки», а большая семья встречает его вечеринкой – первый производственный проект компании Arna Media, занимающейся дистрибуцией независимого зарубежного и российского кино.
Текст: Татьяна БЕЛОНОЖКИНА
Фото: «Никольская улица в Москве», Николай Фоминых, участник фотоконкурса «Путешествуйте дома»