6 марта в Музее П.И. Чайковского в Москве откроется выставка, приуроченная к 185-летию со дня рождения композитора Модеста Петровича Мусоргского и посвящённая историческому пути оперы «Борис Годунов».
Пройдя трудный путь неприятия и непонимания современниками, многочисленных адаптаций к музыкально-театральной практике и традиции второй половины XIX века, а затем и творческого вмешательства других музыкантов, в XX веке это сочинение прочно вошло в репертуар оперных театров России и всего мира. Вплоть до наших дней не иссякает поток всё новых музыкально-театральных интерпретаций оперы Мусоргского, всякий раз вызывающих пристальное внимание театралов, меломанов и профессионального сообщества.
«Выставка Музея музыки приурочена к 185-летию со дня рождения выдающегося композитора Модеста Мусоргского и к 150-летию со дня первого исполнения единственной законченной оперы композитора «Борис Годунов». Сочинение несколько раз претерпевало изменения, создавались и добавлялись новые сюжеты. В нашей выставке мы попробуем рассказать, в чем феномен оперы и почему по сегодняшний день интерес к ней не угасает», – отметил генеральный директор Российского национального музея музыки, заслуженный деятель искусств РФ, член Общественной палаты РФ Михаил Брызгалов.
На выставке представлены работы выдающихся музыкантов, художников, режиссёров, учёных. В числе наиболее ярких экспонатов – творческие рукописи Модеста Мусоргского и его друга, соратника по кружку «Могучая кучка», создателя своей редакции «Борис Годунов» Николая Римского-Корсакова, живописные и графические эскизы Кузьмы Петрова-Водкина, Мстислава Добужинского, Константина Коровина, старинные нотные и книжные издания, архивные документы.
Также среди экспонатов — костюмы выдающегося артиста Фёдора Шаляпина для роли Бориса Годунова, в которых он запечатлён на множестве известных фотографий. Особый интерес представляет перстень, который надевал Шаляпин, выходя на сцену в роли царя Бориса. Он был подарен Музею певцом Иваном Петровым, который также был исполнителем заглавной роли в опере Мусоргского. В свою очередь, Петров получил эту реликвию от дочери Шаляпина Марины, находясь на гастролях в Италии в 1964 году. С именем Шаляпина связана и самая большая живописная работа, представленная на выставке, — эскиз Константина Коровина «Сцена коронации» к неосуществлённому фильму «Борис Годунов» 1930-х годов, в котором предполагалось участие певца и в котором планировалось использовать музыку Мусоргского.
Важным тематическим блоком выставки станет галерея живописных эскизов одного из лучших художников-сценографов своего времени Фёдора Федоровского, оформлявшего легендарный спектакль «Борис Годунов» в Большом театре в 1948 году. Буквально до недавнего времени эту постановку можно было увидеть на главной оперной сцене нашей страны.
Выставка состоит из трех разделов: «История создания и первой постановки оперы», «Альтернативные взгляды на шедевр» и «Опера Мусоргского в сценических воплощениях в XX – XXI веках.
Художественное оформление выставки сделано в стилистике сценографии первой театральной постановки трагедии Александра Пушкина «Борис Годунов», впервые сыгранной в Санкт-Петербурге на сцене Мариинского театра артистами Александринского театра в сентябре 1870 года в декорациях Матвея Шишкова. Спустя четыре года, эти же декорации были использованы на премьере одноименной оперы.
Выставка будет работать для посетителей с 6 марта по 30 июня.
Адрес: Музей П.И. Чайковского в Москве, Кудринская пл., 46/54.
Партнёры выставки:
ФКУ «Российский государственный исторический архив»,
ФГБУК «Государственный музей истории русской литературы имени В. И. Даля»,
ФГБУК города Москвы «Московский музыкальный театр «Геликон-опера»,
ФГБУК города Москвы «Московский театр «Новая опера».