Центр творческих индустрий «Фабрика» представляет персональную выставку Сании Саженской «Махолет»

«Махолет»

Центр творческих индустрий «Фабрика» представляет персональную выставку Сании Саженской «Махолет», где будут представлены объемные вышивки, предметы из семейного архива художницы, а также инсталляция.

Дедушка Сании Саженской, учёный-изобретатель Темир Хусаинович Ахмедов, придумал для нее художественную идею, чтобы она реализовала ее в своем проекте. Это была серия живописных пейзажей «Под одним небом» о взаимоотношениях русских и татар (булгар). Правда, идея была слишком большой и нереалистичной, чтобы её воплотить.

Сания предложила дедушке другую коллаборацию: с помощью своего художественного языка она воплотила бы его модель аппарата с машущими движителями. Она решила исследовать утопический фантазийный мир советского учёного, мечтателя с большими амбициями. Хотя идея дедушки воплотилась не в изначальном виде, она получила продолжение в работах его внучки.

Сания работала с семейными архивами: фотоальбомом дедушки, где он позирует со своими учениками; видеороликом, где Темир Ахмедович демонстрировал свои изобретения; его монографиями, а также со сборником татарских стихотворений, переведённых им на русский язык. На выставке «Махолет» представлены инсталляция, объемные вышивки, а также предметы из семейного архива художницы.

«В науке я очень давно. Охватил большой объем. Изучил принцип действия машущего движителя от комара до кита. Представляешь, какой это объем? 50 лет этим делом занимаюсь… Нас забрали в академию в Байконуре в ракетные войска, там 15 лет проработал. Я увлекся насекомыми. 20 или 30 лет с фотоаппаратом изучал принцип действия машущего движителя — как подъемная сила работает, как тяга создается в воде и в воздухе. Все живое подчиняется этому принципу действия. Сначала нужно было разобраться с кинематикой, а потом на основе кинематики с крыльями. Вокруг них создаются вихри, которые и образуют струю воздуха», – рассказывал Темир Ахмедов.

«У дедушки была потребность оставить след в истории, поэтому он хотел воплотить идеи через монументальный и громкий язык академической живописи и реализма. Несмотря на то, что мне не близки тот язык и пафос, которые он хотел бы увидеть в реализации своих мыслей, меня тронули некоторые его идеи и его работа с татарской культурой, например, художественный перевод на русский татарских песен. Мы оба не знаем языка, выросли в советское и постсоветское время в не татарской среде, но возможно, что этот проект можно считать совместной работой двух татарских художников в широком смысле слова», – говорит Сания Саженская.

Сания Саженская (1997) родилась в Ташкенте, Узбекистан, закончила художественный академический институт МГАХИ им. Сурикова. Сания — современный художник-монументалист, работающий с широким спектром практик: от масштабных арт-объектов до тотальных инсталляций, а также соавтор курса программы для подростков с опытом миграции «Ильхом» в музее современного искусства «Гараж». Главные темы исследований и художественного языка Сании — визуальный и смысловой ландшафт современного города, миграция, культурное разнообразие, семейные связи. Художница использует скромные производственные и строительные материалы, прячущиеся на виду: строительные леса, пластиковые трубы, баннерную сетку, канаты. С помощью этого приёма она обращает внимание зрителя на выразительность городского пространства, на истории, которые это пространство содержит.

17 мая — 16 июня 2024 года
Москва, Переведеновский пер., 18, «Цех отделки», вход свободный.

Предыдущий пост
Всероссийская акция «Музейный полк» объединила всю страну

Всероссийская акция «Музейный полк» объединила всю страну

Следующий пост
«Балканский мост-2024»

В Ивановской области состоялся уникальный проект «Балканский мост-2024»