Центр творческих индустрий «Фабрика» представляет персональную выставку Сании Саженской «Махолет», где будут представлены объемные вышивки, предметы из семейного архива художницы, а также инсталляция.
Дедушка Сании Саженской, учёный-изобретатель Темир Хусаинович Ахмедов, придумал для нее художественную идею, чтобы она реализовала ее в своем проекте. Это была серия живописных пейзажей «Под одним небом» о взаимоотношениях русских и татар (булгар). Правда, идея была слишком большой и нереалистичной, чтобы её воплотить.
Сания предложила дедушке другую коллаборацию: с помощью своего художественного языка она воплотила бы его модель аппарата с машущими движителями. Она решила исследовать утопический фантазийный мир советского учёного, мечтателя с большими амбициями. Хотя идея дедушки воплотилась не в изначальном виде, она получила продолжение в работах его внучки.
Сания работала с семейными архивами: фотоальбомом дедушки, где он позирует со своими учениками; видеороликом, где Темир Ахмедович демонстрировал свои изобретения; его монографиями, а также со сборником татарских стихотворений, переведённых им на русский язык. На выставке «Махолет» представлены инсталляция, объемные вышивки, а также предметы из семейного архива художницы.
«В науке я очень давно. Охватил большой объем. Изучил принцип действия машущего движителя от комара до кита. Представляешь, какой это объем? 50 лет этим делом занимаюсь… Нас забрали в академию в Байконуре в ракетные войска, там 15 лет проработал. Я увлекся насекомыми. 20 или 30 лет с фотоаппаратом изучал принцип действия машущего движителя — как подъемная сила работает, как тяга создается в воде и в воздухе. Все живое подчиняется этому принципу действия. Сначала нужно было разобраться с кинематикой, а потом на основе кинематики с крыльями. Вокруг них создаются вихри, которые и образуют струю воздуха», – рассказывал Темир Ахмедов.
«У дедушки была потребность оставить след в истории, поэтому он хотел воплотить идеи через монументальный и громкий язык академической живописи и реализма. Несмотря на то, что мне не близки тот язык и пафос, которые он хотел бы увидеть в реализации своих мыслей, меня тронули некоторые его идеи и его работа с татарской культурой, например, художественный перевод на русский татарских песен. Мы оба не знаем языка, выросли в советское и постсоветское время в не татарской среде, но возможно, что этот проект можно считать совместной работой двух татарских художников в широком смысле слова», – говорит Сания Саженская.
Сания Саженская (1997) родилась в Ташкенте, Узбекистан, закончила художественный академический институт МГАХИ им. Сурикова. Сания — современный художник-монументалист, работающий с широким спектром практик: от масштабных арт-объектов до тотальных инсталляций, а также соавтор курса программы для подростков с опытом миграции «Ильхом» в музее современного искусства «Гараж». Главные темы исследований и художественного языка Сании — визуальный и смысловой ландшафт современного города, миграция, культурное разнообразие, семейные связи. Художница использует скромные производственные и строительные материалы, прячущиеся на виду: строительные леса, пластиковые трубы, баннерную сетку, канаты. С помощью этого приёма она обращает внимание зрителя на выразительность городского пространства, на истории, которые это пространство содержит.
17 мая — 16 июня 2024 года
Москва, Переведеновский пер., 18, «Цех отделки», вход свободный.