Интересные события в конце июня: идем на выставки и в театр

в конце июня
«Дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском», Владимир Кочадыков, участник фотоконкурса «Путешествуйте дома»

Куда пойти и что посмотреть в конце июня: театральные премьеры и выставочные проекты ждут своих зрителей!

«А это, как два крыла»
25 июня в Театре на Трубной состоится премьера спектакля «А это, как два крыла» в постановке режиссера Изабеллы Каргиновой с Еленой Ксенофонтовой в главной роли. Из обрывков фраз, взглядов и прикосновений складываются воспоминания старого импресарио Жозефа Шюрмана. Они, словно крылья, подхватывают его и уносят в мир, где две великие актрисы – Сара Бернар и Элеонора Дузе совершают своё Священнодействие, имя которому Театр.

По словам режиссера спектакля Изабеллы Каргиновой, люди все чаще повторяют: уходит эпоха, уходят личности, которые масштабируют свое время.

– Но, к сожалению, масштабы личности все уменьшаются и уменьшаются. А наш спектакль именно о личностях, которые вне времени задают такую высокую планку, которую не всем дано взять. Они любили свое дело, любили театр, – говорит Изабелла Каргинова. – Это произведение о театре, людях, которые посвятили ему жизнь и все соизмеряли с любовью к нему и ко всему, что связано с этим божеством. В спектакле есть даже молитва, которая посвящена театру, ее читают обе актрисы. Всё возвращается к Жозефу в последний день его рождения – Любовь и Ненависть, Верность и Вероломство, Потери и Озарения! Вся жизнь между Божественной Сарой и Несравненной Элеонорой проносится перед ним, постоянно ставя один и тот же вопрос – КТО ЖЕ из них двоих? Что важнее в жизни – Любовь или Аплодисменты? И возносясь к своим Музам, он всё-таки находит ответ: «А это, как два крыла…»
В основу спектакля легла пьеса Зиновия Сагалова «Любовные игры Сары и Элеоноры». Этот материал отправляет к таким категориям, которые сейчас сложно увидеть. Мне интересны поступки героев, их способность быть щедрыми, подарить кому-то дело своей жизни, отодвинуть на задний план собственные амбиции ради искусства. Отдельное внимание заслуживает тема жертвенности во имя жизни, которая оправдана и приносит свои плоды… Они так жили, а сейчас люди живут несколько иначе. Спектакль даёт зрителям возможность раскрыть для себя обычно закрытые от публики тайны высоких профессионалов и крупных личностей, жизнь которых и чаяния души, муки и радости, были посвящены Театру.

в конце июня

Актриса театра и кино Елена Ксенофонтова отмечает, что вопрос: стоит ли театр жизни? – фундаментальный:
– Например, для Сары жизнь была в театре, и она все время шла туда. А для Элеоноры была важнее сама жизнь. И если жизнь ее не устраивала, то она могла и не играть. Это совершенно разные человеческие позиции. Как мы воспринимаем себя в этом искусстве и искусство в нас? Я играю Сару Бернар. Она интересная, яркая, глубокая, многогранная, неоднозначная и неожиданная. А я люблю неоднозначных персонажей. Это было в свое время абсолютное явление. В ней сочетание несочетаемого – и эпатаж, и бесконечный патриотизм, и любовь к театру, и все приносилось в жертву театру, и все, что делалось, приобреталось и терялось, – все во имя театра.

Музей-заповедник «Коломенское» открывает главный проект лета
Музей-заповедник «Коломенское» представляет масштабную выставку «Райский сад земной и небесный». Экспозиция в Сытном дворе расскажет о том, как во все времена люди старались создать и запечатлеть образ рая на земле. У посетителей появится возможность взглянуть на райский сад глазами русских художников и ремесленников XVI–ХХI веков, познакомиться с иконографией и символикой рая, с различными концепциями сакрализации пространства, почувствовать разницу между русским и западноевропейским видением рая.

Кураторы выставки отобрали для экспозиции более 300 произведений из 10 музеев и частных коллекций. Так, среди представленных художников — Иван Хруцкий, Василий Поленов, Константин Сомов, Борис Анисфельд, Виктор Борисов-Мусатов.

– Мы рекомендуем совместить посещение Сытного двора с прогулкой по яблоневым садам Коломенского, которые были заложены еще в XVII веке, при царе Алексее Михайловиче, – добавляет директор музея-заповедника «Коломенское» Марина Люльчук. – Выставка предлагает взглянуть на исторические сады в контексте образа райского места и наполнить прогулку по Коломенскому новыми смыслами. Таким образом, пространство экспозиции идейно расширится и охватит территорию Казанского, Вознесенского и Дьяковского яблоневых садов.

Экспозиция разделена на три смысловых части: «Рай земной», «Рай небесный» и «Поиски рая на земле». Основной кураторский прием — в сопоставлении разных образов рая: ветхозаветного Эдемского сада, Небесного Иерусалима, описанного в Апокалипсисе, и земного сада, созданного людьми по образу духовного идеала. В первом разделе представлены шедевры из собрания музея-заповедника «Коломенское»: алтарная дверь со сценами сотворения и изгнания из рая первых людей, великолепный золоченый портал Спасо-Преображенского собора Соловецкого монастыря, достигающий в высоту почти четырех метров, фрагменты белокаменного декора с символическими барельефами, например, мистическая пара «Лев и единорог, предстоящие райскому древу». В этой части выставки посетители узнают о различных версиях географического расположения Эдема и его образе, который сформировался в искусстве, — от иконописи до русского авангарда. Из Государственной Третьяковской галереи на выставку переданы произведения из библейского цикла Наталии Гончаровой, которые перекликаются с ее же светскими пейзажами, представленными в разделе «Поиски рая на земле».

Маршрут экспозиции подчинен хронологии библейских событий. Так, вслед за изгнанием из Эдема следуют пророчества о спасении человечества и история «Рая небесного», который отличен от цветущего сада. В этом разделе выставки собраны произведения с изображениями рая, описанного в Откровении Иоанна Богослова. Богородица — «новая Ева» — окружена цветами, Христос вытягивает за руку Адама из преисподней, разбойник Рах первым из людей входит в Царствие Небесное. Особое место занимает часть экспозиции, посвященная различным теориям создания сакрального пространства, которые были популярны в XVII веке. Это и строительство дворца в Коломенском по примеру дома царя Соломона, и основание монастыря в Новом Иерусалиме с целью перенести на русскую землю образ святых мест Палестины, и организация садов и зверинца в усадьбе Измайлово по образу Эдема. Посетители узнают, какими средствами древние архитекторы создавали иллюзию неземного пространства, какая планировка отвечала средневековым представлениям об устройстве рая.

Выставка будет работать до 29 сентября.

Стена и Слово. Русский монастырь на границе с небом
В Новой Третьяковке на Крымском валу открывается выставка «Стена и Слово. Русский монастырь на границе с небом. Эдуард Бояков, Михаил Розанов». Авторы представляют литературно-художественный проект, посвященный феномену русского монастыря, поиску его логоса, попытке пробиться к сердцевине важнейшего для нашей цивилизации явления.

Выставка организована Русским художественным союзом совместно с корпорацией «Синергия». Десять действующих православных монастырей на территории России предстают в строгой последовательности, отвечающей авторскому замыслу, связанному как с изобразительным рядом, так и с поиском вербальной формулы русского монастырства. Идея реализована в единстве литературной и изобразительной концепций. Для каждого монастыря определено сутевое понятие, отражающее уникальность его функции. Десять ключевых слов – как десять фундаментов, на которых зиждется обитель. Литературное исследование монастыря, в котором история, летопись, особенности архитектуры и функционирования обители складываются в целостный вербальный образ, не отделимо от изображения. Каждая обитель предстает в монохроме. Здесь нет интерьеров – только фасады. Территории безлюдны, съемка произведена в определенное время года – то, в которое монастырь наиболее явно проявляет свою суть.

в конце июня

По словам Эдуарда Боякова, русский монастырь – не только и не столько памятник или артефакт. Это духовный и антропологический рубеж между горним и бренным, между небом и землей – отсюда подзаголовок: «Русский монастырь на границе с небом». Граница здесь – ключевое слово. Монохромность отражает этот смысл. Слова, определяющие суть обители, – не культурологические свойства, а антропологическая норма, к которой должен стремиться каждый – что монах, что мирянин. Каждый из нас должен стремиться стяжать праведность, ценить знание, находить в своей жизни место для подвига. Эти десять монастырей и слов – словно десять психологических типов, десять духовно-геополитических заповедей.

«Неочевидные пересечения» в Центре современного искусства AZ/ART
Проект «Неочевидные пересечения» подготовлен совместно с Фондом композитора Николая Каретникова, кураторами выступили основатель Музея AZ и Центра AZ/ART Наталия Опалева, исполнительный директор фонда Антон Каретников и музыковед и куратор концертных программ Сергей Терентьев. Выставка «Неочевидные пересечения» — это субъективный взгляд на возможные точки сближения и сравнительную общность творческих методов, художественных средств, образного ряда, языка и сюжетов произведений советских неофициальных художников и композиторов второй половины XX века.

Идея проекта — продемонстрировать объемную панораму интермедиальных пересечений внутри Второго авангарда. Среди представленных на выставке художников — Анатолий Зверев, Юрий Злотников, Лев Кропивницкий, Валентина Кропивницкая, Лидия Мастеркова, Евгений Михнов-Войтенко, Владимир Немухин.

в конце июня

В течение лета состоится серия из десяти концертов, которые будут сопровождать временные выставки, сменяющиеся к каждому новому концерту и дополняющие музыкальную тему.

«Болеро. Душа Парижа»
Фильм «Болеро. Душа Парижа» (2024) режиссера Анн Фонтейн откроет кинофестиваль «Французские премьеры». Созданное в 1928 году, «Болеро» в течение почти 100 лет является мировым хитом и по-прежнему входит в топ-20 самых известных произведений в мире. Этот фильм является вольной экранизацией биографии Мориса Равеля. Чтобы максимально достоверно выразить самого персонажа, авторы иногда отступали от исторической точности, особенно в отношении личной жизни композитора и условий создания балета «Болеро» в Парижской опере.

в конце июня

По словам Анн Фонтейн, ее отец – композитор и органист, поэтому она с детства была погружена в музыкальную атмосферу:
Еще в юности я увидела «Болеро» в хореографии Мориса Бежара, а позже мне захотелось узнать про жизнь самого Равеля и попытаться разгадать загадку этой безупречной работы, которая путешествует по эпохам и странам вот уже почти сто лет. Как Равель это задумал? Я мало знала о его личности и решила познакомиться с ним через цикличное и увлекательное построение «Болеро». Весь мир знает это произведение, немногие знают его историю, его сложность. Это было волшебное время. Когда мировую культуру творили поистине великие люди. Знаменитый хореограф Ида Рубинштейн просит Мориса Равеля написать музыку для своего следующего балета. Она жаждет чего-то нового, чувственного. Но Равель не может найти себя. Ему предстоит вновь окунуться в пучину страсти, вдохнуть энергию пульсирующего Парижа, чтобы создать своё величайшее произведение – «Болеро».

Текст: Татьяна БЕЛОНОЖКИНА

Планы на выходные: самые интересные проекты Москвы

Планы на лето: куда пойти и что посмотреть

Предыдущий пост
кормушки

На «Роза Хутор» установили новые кормушки для оленей, косулей и серн

Следующий пост
Фестиваль «Арт-Пристань» пройдет в музее-заповеднике «Кузьминки-Люблино» с 21 по 23 июня в рамках проекта «Лето в Москве».

Фестиваль «Арт-Пристань» пройдет в музее-заповеднике «Кузьминки-Люблино»