31 января, в свой 20-летний юбилей, Центр творческих индустрий «Фабрика» представляет персональную выставку Кристины Пашковой «Циклы связей — Ре:действие». На выставке будет показано жаккардовое полотно, созданное Кристиной в рамках ее резиденции в Центре художественного производства «Своды» (2023 г.), анимационное видео «Протирая глаза» и серия перформативных видеоинсталляций.
В рамках выставочного проекта будет также проведена серия онлайн-мероприятий: паблик-токов и лекций, цель которых поговорить о телесности производства и истории киберфеминистского движения, а также о процессе оспаривания нормативного восприятия текстильного искусства, как утилитарного труда.
Художественная практика Кристины Пашковой равноценно обращается как к истории ткачества, так и к истории кибернетики. Ее метод основан на неочевидных связях женского ткацкого труда с самыми первыми компьютерными технологиями. В своих работах художница последовательно испытывает и соединяет аспекты кибер-визуальности со станковым и машинным ткачеством.
В «Циклах связей» художница обращается к машинному процессу и связанному с ним женскому труду. Кристина Пашкова предлагает зрителям обратить внимание на те движения на видео, чья простота может скрывать за собой бОльшую символичность и амбивалентность, чем кажется на первый взгляд. Какие движения совершает мастерица за станком, проводя за ним недели и месяцы? Как ведет себя ее тело, создающее полотно вместе с машиной? Насколько ее движения действительно становятся механическими, или? Практика женского, невидимого труда может содержать в себе как упорядоченность рабочих циклов, так и погрешности и остановки, которые невозможно не допустить.
Остановка, ошибка, сбой, неправильный шаг — и наша реакция на них — зеркально отражаются в фотографических паттернах на жаккардовом полотне и в анимационном видео «Протирая глаза». Текстиль в выставочном зале воспроизводит у зрителей обратное сенсорное переживание: невротизм движений его героев и строгая ритмика изображения вызывает телесный дискомфорт, напоминает о реакции на боль, переживании травматичных событий.
Опыт работы художницы на цифровом полуавтоматическом жаккардовом станке и его последующее осмысление вносит вклад в глобальную интердисциплинарную сеть киберфеминизма, одинаково внимательно относящегося как к ручному труду, так и современному развитию технологий.
Кристина Пашкова говорит о проекте: «Иногда художницы и/или дизайнеры заказывают текстиль на производствах или у других мастериц. Я вижу свою работу и эту выставку как, наоборот, присвоение технологий и секуляризацию такого сложного процесса, как жаккардовое ткачество. Полотно такого качества могут соткать только на производстве, где зачастую приходится сталкиваться с жесткими рамками рынка (ткать заказ по авторскому эскизу берутся не везде, и часто можно столкнуться с ограниченным выбором нитей, цветов и размеров). Жаккардовый станок ТС2, который стоит в Сводах, и который изобрели норвежские художницы, меняет это представление и дает возможность присвоить производственные мощности той, кто за ним работает».
Кристина Пашкова (1992, Новомосковск) — художница, живущая и работающая в Москве. Выпускница Свободных мастерских (ММОМА, 2021) и Института Современного Искусства им. Иосифа Бакштейна (ИСИ, 2022). Участница программ резиденций Baltic Art Center (Готланд, 2023), WHW Akademija — независимый проект кураторской группы WHW (Загреб, 2022), «Друзья Сводов» и «ColLab Своды» (Москва, 2023).
Больше о выставочных проектах Кристины Пашковой можно узнать здесь.
31 января – 2 марта 2025
Открытие: 31 января в 19.00
Москва, Переведеновский пер., 18; Артхаус, вход свободный