Виртуальная выставка создана по мотивам проекта «Скульптура А.М. Опекушина «Екатерина II». От Думы до «Царицына», проходившей c марта по июль 2019 года в Большом дворце.
Скульптура Екатерины II – один из самых известных экспонатов ГМЗ «Царицыно». В её драматичной судьбе нашли отражение важнейшие страницы истории России: сословная реформа Екатерины II – Жалованная грамота городам (послужившая поводом создания скульптуры, дань уважения и признания Великой императрицы), революционные события 1917 года и тотальное уничтожение всего монументального искусства, отражавшего историю императорской России, развал СССР и возвращение символов имперского периода русской истории.
Решение о создании скульптуры Екатерины II было принято на заседании Московской городской думы 15 марта 1885 года – в год 100-летия со дня издания императрицей Жалованной грамоты городам Российской империи (21 апреля 1785 г.). Первоначально предполагалось установить её на Воскресенской (ныне площадь Революции) площади перед новым, тогда ещё не построенным, зданием Думы. Изготовить скульптуру было предложено М. М. Антокольскому. Представленные вскоре два варианта модели не получили одобрения императора Александра III и от услуг Марка Матвеевича пришлось отказаться. В 1896 г. скульптура была выполнена академиком А. М. Опекушиным и в день 100-летия со дня кончины императрицы 6 ноября 1896 г. установлена в Большом зале Московской городской думы. После Октябрьской революции 1917 г. скульптуру вывезли в Государственный музей изящных искусств (ныне – Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина). За время её нахождения в музее, по крайней мере дважды она должна была быть уничтожена. Спас её тогдашний директор ГМИИ С. Д. Меркуров, «спрятав» её у своих друзей в Ереване. До 2003 г. мраморная Екатерина находилась в Ереванской картинной галерее, когда по договорённости Московского правительства с уже независимой в то время Арменией было принято решение о возвращении скульптуры Екатерины II в Москву. После реставрации в Государственной Третьяковской галерее она заняла своё место в Екатерининском зале Большого дворца в Царицыне.
Еще одна новая выставка посвящена птицам в искусстве. Миссия выставки «Птичий концерт» – просветительская, а содержание согласуется с причудливым многообразием мира старинных усадеб. Для века Просвещения, времени создания усадьбы Царицыно, птицы были вестниками богов, аллегорией воздушного царства, символами добродетелей и пороков. Для человека XVIII столетия, служителя культа Природы, их жизнь в согласии с Естеством была эталоном. Послушайте подробный рассказ куратора о выставке.