Эксклюзив

Летние ЗОЖ-фестивали 2020 года
Для спасения туризма важны кадры
Курорт «Завидово» готовит новинки для гостей к пред...
СОБЫТИЙНЫЙ 2020 ГОД – ПРОВАЛ ИЛИ НОВЫЕ ФОРМАТЫ?...
Артем Литвин: «Волжские рассветы и закаты уже соску...
Цены на авиабилеты вырастут на 50%, но это не точно...
Генеральный директор судоходной компании «Созвездие...
Капитан теплохода «Дмитрий Фурманов»: «Круиз – это...
Пять причин принять участие в межуднародном маркети...
Первые селфи, шпионские фотокамеры и аналоговая фот...
Ноябрьск – южные ворота Ямала
Сахалинский туризм – цифры и факты
Андрей МИХАЙЛОВСКИЙ: «Речной круиз – лучший способ...
Денис ДЮПИН: «Отдых на реке идеален для жителя мега...
РЕКОН 2018: как продвигать исторические реконструкц...
Событийный туризм: прорывы и разочарования
Александр Пряников: «Я понимаю, что нашего предприн...
«Вкусные» праздники Чаплыгинского района
«ProДвижение». Правила игры интернет-маркетинга...
Илья Кострикин: «Выбирайте направления, где вы еще...
Осень в Воронеже
Все о тракторах расскажут в Чебоксарах
Приморье готовится к сезону большого дрифта
Евгения Подберезкина: «Делайте все от чистого сердц...
NJohn: «Россия - страна, где живут самые добрые и г...
Мария Ост: «Россия - необыкновенная страна, не похо...
Выстрелы пушек и звон мечей. «Фестиваль друзей» на...
Научная конференция для всех желающих. Воронеж приг...
Если не мы, то кто? Зачем нужен детский рыболовный...
Воронеж спешит поделиться «самым-самым»
«AMAKS конгресс-отель»: не пасовать перед сложной э...
Оружейная столица России приглашает на фестивали...
Чечня гостеприимная
На фестиваль? В Самарскую область!
Гороскоп путешественника: весна-лето 2016
История о том, как местный праздник превратили в ме...
На оперу – в Воронеж!
Конкурс завершается, жюри – в панике
Новый год в Татарстане: Кыш Бабай и Казанский Кот...
Россия в миниатюре
Белый город, белый мел, белый праздник
На автомобиле – через континент
Кулинарные традиции Дальнего Востока
О Никите-стрельце и свияжском прянике
фотовыставка "Путешествутйте дома" в Шереметьео
Фотоконкурс «Путешествуйте дома». Послесловие
С нами кашу сваришь!
фестиваль "Остров.ру", Ольга Кормухина, Московская область, Зарудное
«Остров.ру» доброты и качественной музыки
Главное – не замыкаться в себе
Вологодская область. Туризм нового формата
Крым фестивальный
Жизнь в режиме онлайн
Вместе делать общее дело
Снегурочка ждет в гости!
Республика Коми: безграничная и поразительная
Приезжайте к Кыш Бабаю!
Большая гонка большой России. Второй год под флагом...

Репортаж

Вы здесь


Рукописи не горят, или Найдена «сожженная пьеса» Василия Белова

В филиале Кирилло-Белозерского музея-заповедника – музее-квартире В.И. Белова – настоящая сенсация: найдена и исследована машинопись пьесы вологодского писателя, которую все считали сожженной! Вариант неопубликованной пьесы «Не спи на закате» по счастливому стечению обстоятельств нашла хранительница фондов музея Эльвира Трикоз, которая уверенно на каждой экскурсии, как того и требовали методические рекомендации, рассказывала о том, как Василий Иванович сжег произведение. В подтверждение этим словам остался письменный стол автора с чернеющим выжженным пятном и рассказы его супруги – Ольги Сергеевны Беловой о том, как всё произошло.

Однажды она возвращалась домой, и соседи сообщили ей, что из открытой форточки в кабинете писателя валит дым. Ольга Сергеевна поспешила и, войдя в кабинет, увидела, что Василий Иванович сидит в кресле и сжигает исписанные листы. Пачка предаваемой огню бумаги была объемистой, а потому на поверхности стола остались значительные по размеру пятна.

Эта история о сожжении рукописи стала частью экскурсионного рассказа в мемориальной квартире писателя и, возможно, преподносилась бы ещё долгие годы… Если бы не случай.

«Был обычный рабочий день – я разбирала папки с черновиками Василия Ивановича в шкафу, ставила материалы на временное хранение, и тут же, в одной из них оказалась «сожженная» рукопись. Конечно, я жутко обрадовалась, – делится своими впечатлениями Эльвира Трикоз. – Понимаю, что значит найти то, что по замыслу писателя должно быть уничтожено!.. Вспомнить только историю про второй том «Мертвых душ», который то ли был осознанно сожжен автором, то ли спрятан теми, кто рукопись хотел сохранить для будущего. Сколько домыслов и литературоведческих догадок до сих пор...

Я же была полностью уверена, что пьеса не уцелела, как вдруг в архиве писателя наткнулась на машинопись, помещенную в две папки, с двумя названиями «Не спи на заре» и «Не спи на закате», с какими-то пометками. И тут произошел тот самый когнитивный диссонанс. Текст, который мы уже не ожидали увидеть, был в шкафу среди других неразобранных листов! В тот день я так и осталась у шкафа на полу читать машинопись. Потом несколько дней раздумывала, почему именно пьеса о Боге была первой в творчестве молодого Белова, почему он ее не опубликовал ее… Потом у нас была встреча с известным литературоведом Сергеем Юрьевичем Барановым, который также не ожидал увидеть ее».

Сотрудники музея-квартиры В.И. Белова утверждают, что пьеса «Не спи на закате» была завершена в мае 1969 года. Работа над произведением велась в Вологде и родной деревне писателя Тимонихе. Несмотря на то, что произведение написано в деревне, речь в нём идёт совсем не о селе. Перед нами предстаёт иной Белов. Не писатель-деревенщик, к которому все привыкли, а писатель-драматург, рассуждающий на темы библейских сюжетов. Причём во времена, когда считалось, что Бога в принципе нет. Такие мысли Белова никоим образом не сходились с действующей марксистко-ленинской теорией, а стало быть, и права на жизнь попросту не имели.

Главными действующими лицами неопубликованной пьесы Белова стали Бог, Адам и Ева, а также – архангелы. По мнению российского литературоведа С.Б Баранова, обращение писателя-деревенщика к библейскому материалу может расцениваться как попытка расширить диапазон художественных поисков. «Не спи на заре» выбивается из «деревенской прозы», и по сути этой пьесой Василий Белов впервые самостоятельно испытывает силы в драматургии на «вечные» темы. Это – «первый текстуально представленный опыт Белова на поприще драматурга, предшествующий пьесе «Над светлой водой» и киносценарию «Целуются зори».

Исследователи творчества Белова считают, что содержащая оригинальную интерпретацию библейской истории грехопадения первых людей пьеса «Не спи на закате» ни сразу же по завершении работы над ней, ни в следующие полтора десятилетия шансов на публикацию не имела. А когда во второй половине 1980-х годов публикация произведения стала возможной, ее счел нежелательной сам автор, перешедший из стана «воинственных атеистов» в стан верующих.

Когда была обнаружена рукопись, первые вопросы были обращены самому близкому человеку писателя – его супруге.

«Он отрицательно к ней [пьесе] относился, – отвечала Ольга Белова. –  В шестидесятые сам выбрал такую тему, радовался, что взялся осмыслять ее. Помню: нравилось ему ее писать. Писал в двухкомнатной квартире на Самойло, в кладовке, как и «Привычное дело». Комнаты тогда занимали я и Анфиса Ивановна… Писал в Тимонихе. Потом, когда стал верующим, начал задаваться вопросом: зачем Бога сделал главным героем? К пьесе, насколько мне известно, он больше не обращался. Он не очень любил переделывать. Почему-то Василий Иванович не считал рукописями написанные от руки произведения, поэтому часто от них избавлялся. И эту сжег. Может, поэтому оставил только печатную версию с пометами: она разборчивая».

Будет ли всё-таки издана рукопись? Как к такой находке отнеслась супруга автора? На эти вопросы в музее-квартире Василия Белова отвечают: «Ольга Сергеевна Белова в телефонном разговоре сказала, что публиковать рукопись не стала бы, потому как сам Василий Иванович не хотел, чтобы это случилось. И она с его волей солидарна».

Видимо, именно поэтому, два вологодских ученых-филолога – С.Ю. Баранов и Э.Л. Трикоз, прочитав «Не спи на заре», в едином порыве создали научную статью «Сюжет «Грехопадение» в интерпретации В.И. Белова», где не только дали общую характеристику новонайденной пьесы, исследовали ее проблематику, но и описали последовательный ход событий в пьесе – от картины к картине.

В музей на научную публикацию уже поступают отклики от филологов и историков. Фундаментальное исследование продолжается уже за стенами писательской квартиры.
 

2020, 12 Июнь

Страницы


Подружиться в соцсетях

   

ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА

Поиск

   

Создано при поддержке vltop.ru