23 марта начинаются весенние каникулы. Как всегда, Российский этнографический музей приготовил много интересного и предлагает ребятам провести их не только весело, но и познавательно. В этому году в программе «Музейная продленка: весенние каникулы в Российском этнографическом музее» – мастер-классы, игровая экскурсия и научные гостиные, где можно будет в увлекательной форме пообщаться с настоящим ученым.
Впервые в этому году юных посетителей ждут две встречи с Любовью Лачиновой, сотрудником Всероссийского института генетических ресурсов растений имени Н.И. Вавилова. В рамках музейной научной гостиной для детей и их родителей «Как хлеб растет» 23 марта можно будет узнать, как в старину выращивали хлеб. Вместе с настоящим учёным гости проследят путь хлеба от зерна до каравая, выяснят, чем отличаются яровые посевы от озимых; на каких почвах пахали плугом, а где – сохой, и для чего были нужны овины и гумно, как хранили зерно в амбаре; как делали муку и крупы; и, наконец, как в русской печи выпекали хлеб. Рассказ будет сопровождаться демонстрацией разных семян и колосьев и показом иллюстраций, отображающих различные этапы крестьянского труда.
На встрече 30 марта «Нить длиною в мир» Любовь Лачинова расскажет, как наши предки создавали одежду, расскажет о прядильных культурах, с которыми человечество знакомо издавна, – это лен, конопля, крапива-рани, хлопчатник. Что общего у посконной крестьянской рубахи и парусного корабля? Когда в русском народном костюме появилась одежда, сделанная из волокна теплолюбивой культуры – хлопчатника? Неужели многие из привычных нам комнатных растений являются ближайшими родственниками прядильных культур других стран и континентов? На эти и многие другие вопросы ребята ответят вместе с ученым, а еще увидят образцы различных прядильных культур.
Конечно, в музее пытливых исследователей ждут не только интеллектуальные развлечения. На игровой экскурсии «Жаворонки» дети узнают, как прогонять мороз и определять погоду по приметам, для чего нужны закликания весны, кто приносит ее на своих крыльях, и почему у русских крестьян было особое отношение к птицам, ведь «жаворонки», «воробушки» и «кулики» – это названия не только птиц, но и обрядового печенья. Ребятам предстоит отыскать в музее разных птиц, научиться закликать весну, а в завершение весело поиграть в старинные народные игры.
«Программа действительно по-весеннему яркая, поскольку сочетает в себе и игровую, и творческую составляющие, не оставляя без внимания и изучение музейной экспозиции. Везде будет прослеживаться образ птицы – очень важный в контексте народных представлений о приходе весны. Весну птица на крыльях приносит… Вот и мы с ребятами и их родителями поищем птиц в музее, и создадим свой собственный образ птички-веснянки, звонкой, заливистой и, конечно, с необычным волшебным оперением», – рассказала руководитель отдела музейной педагогики Ксения Шолкина.
Символ приближающейся настоящей весны – птичек – можно будет сделать своими руками на мастер-классе «Птичка-веснянка». В старину с помощью птичек-веснянок, сделанных из самых разных подручных природных материалов, ребятишки по весне зазывали солнце. «Полеты» таких птичек сопровождались пением специальных обрядовых песен. А в музейной мастерской с помощью керамической основы, сочных акриловых красок и фантазии можно будет создать собственную птичку-свистульку – неповторимую и уникальную.
Весенние каникулы – особенное время, когда занятия окончены, и хочется тепла, радости и веселья! Встретим весну вместе – в Российском этнографическом музее.
Российский этнографический музей
Санкт-Петербург, Инженерная ул., 4/1