К такому выводу пришли участники круглого стола «Частное музейное дело – бизнес или социальная ответственность», который прошел в рамках международной выставки «Интурмаркет» – 2024.
Как привлечь достойное финансирование и организовать эффективную PR-кампанию для учреждения культуры? Особенно когда речь идет о таком консервативном объекте, как музей. Если музей, к тому же, негосударственный, эти проблемы могут приобрести катастрофический характер. О способах решения подобных вопросов и шла речь на мероприятии, организованном Союзом частных музеев и коллекционеров России.
Уникальным опытом поделился с участниками профильного круглого стола коммерческий директор коммуникационного агентства «Главный Советник» Александр Писаревский. Он обратил внимание на комплексную проблему отрасли. Зарубежные фонды и инвесторы приостановили сотрудничество с российскими музеями и галереями. Выросла конкуренция за государственные гранты на культурные проекты. Социально ответственные компании, которые всегда поддерживали проекты в области науки, образования, искусства, стали более системно и требовательно подходить к выбору объектов поддержки. Поэтому так востребованы сегодня инновации в реализации социальных проектов.
Разработанный Группой Интеррос и Государственным Эрмитажем проект «Цифровое искусство», о котором рассказал в своем выступлении Писаревский, стало уникальным опытом совмещения цифровых технологий и благотворительности. В рамках «Цифрового искусства» были созданы 60 токенов на фрески школы Рафаэля, хранящиеся в Эрмитаже. Широкое освещение этого события, организованное КА «Главный Советник», позволило привлечь внимание граждан и организаций, заинтересованных в поддержке российского искусства, к новому инструменту благотворительности.
«Цифровое искусство» стало примером использования цифровых финансовых активов как инструмента привлечения капитала в дело сохранения и приумножения российской культуры: в музейное дело и сферу реставрации. Проект был представлен на Восточном экономическом форуме в 2023 году. За первые часы после презентации были проданы токены на сумму более 2 млн рублей, что послужило дополнительным фактором привлечения внимания журналистов к проекту.
«Нам удалось преодолеть скептическое отношение к проекту и со стороны музейных работников, и со стороны инвесторов, и со стороны меценатов и благотворителей», – констатировал Александр Писаревский.
Эксперт «Главного Советника» подчеркнул, что токенизация позволяет сохранить черновики, эскизы, планы – все то, что потом исчезнет. Реставрация, создание объекта, разработка проекта – все это может быть сохранено при помощи новых технологических решений. Помимо этого, выпуск токенов становится инструментом анонсирования и привлечения капитала на реализацию той или иной инициативы.
По итогам круглого стола участники единогласно приняли решение продолжить обсуждение интересной темы и посвятить ей отдельное мероприятие, о дате которого будет сообщено дополнительно.