Марлен Шпиндлер «Перед праздником»
В Музее нонконформизма открылась выставка работ Марлена Шпиндлера «Перед праздником». Один из самых выдающихся русских художников второй половины ХХ века, Марлен Шпиндлер родился в 1931 году в киргизском городе Каракол. Его детство прошло в Самарканде и Ташкенте. Перед самой войной семья переехала в Подмосковье. Детские воспоминания о Средней Азии, сильная любовь к России, её природе, православной иконописи и фрескам остались навсегда источником вдохновения художника.
По словам основателя музея Надежды Брыкиной, в работах Марлена Шпиндлера открывается иная реальность, в которой человек соединяется с окружающим миром, природой, где присутствуют фантастические существа, загадочные фигуры и знаки:
– Творчество Марлена поражает мощью и духовной силой. В его лице реализован редкий феномен неповторимой творческой индивидуальности. Он всегда говорил, что когда пишет картину, то старается чувствовать себя непосредственно, делать все сразу, «влет», чтобы чисто было, не замучено: «А вообще-то писать нужно, когда увидишь, и чтоб душа перевернулась. Тогда выйдет что-либо».
Музей нонконформизма открылся в Москве в этом году, 24 июня. Здесь представлено творчество художников-нонконформистов, их также называют «шестидесятниками». Миссия музея – способствовать популяризации и пониманию значения термина «нонконформизм» в широком смысле, а также самого искусства нонконформизма 1950-1980-х годов в общемировом художественном контексте.
«Дворец» Романа Полански
21 ноября в широкий российский прокат вышло бунтарское комедийное творение «великого и ужасного» Романа Полански «Дворец» с богатым и весьма необычным актерским составом: от Микки Рурка и Фанни Ардан до Александра Петрова. Ерническая новогодняя комедия из жизни неприлично богатых «Дворец» – возможно последняя картина Романа Полански. Это настоящий карнавал гротескных персонажей, где Фанни Ардан выступает в роли капризной маркизы, главная забота которой – запор ее любимой чихуахуа. Микки Рурк появляется в фильме как сварливый американский бизнесмен в белокуром парике а-ля Дональд Трамп, а колоритная компания богатых русских приезжает отпраздновать Новый год в роскошный отель в Швейцарии во главе с бритоголовым Антоном – Александром Петровым. Впереди у них ночь, полная самых разных причуд, пороков и странностей богатых и знаменитых.
– Отпраздновав 90-летие, я сказал себе, что наконец-то могу позволить себе снять такой фильм, – признался после выхода картины режиссер Роман Полански. – По самым разным причинам я долгие годы откладывал съемки «Дворца». И вот теперь понял, что лучшей возможности может уже и не представится.
П-3 в музее «Садовое кольцо»
«50 лет жилому дому серии П-3» – выставка с таким названием открылась в музее «Садовое кольцо» (филиал Музея Москвы). Первое экспериментальное 16-этажное здание серии было построено в 1973 году по адресу Ленинский проспект, 150, а уже с 1974 года П-3 запустили в массовое производство. С учетом более поздних модернизированных версий такие дома строили до 2015 года.
На выставке можно увидеть макет дома серии П-3, фотографии и фрагменты кинохроники 1970–1980-х годов, плакаты с изображением Олимпийской деревни, а также публикации из советских архитектурных журналов. Кроме того, в экспозиции представлены современные снимки, сделанные куратором Денисом Ромодиным, на которых запечатлен процесс реставрации домов серии П-3.
– Авторами новой серии — П-3 — стали архитекторы и инженеры Московского научно-исследовательского и проектного института типологии, экспериментального проектирования (МНИИТЭП) и научно-производственного объединения «Прокатдеталь», – рассказывает москвовед, руководитель музея «Садовое кольцо» Денис Ромодин. – Возведение зданий из готовых конструкций Москва осваивала с конца 1940-х годов, а к 1970 году они составляли уже более 90% всего строящегося жилья. Однако со второй половины 1950-х годов, после выхода постановления о борьбе с архитектурными излишествами, остро встал вопрос о том, как визуально разнообразить фасады типовых зданий.
Эксперименты с использованием керамической плитки нескольких цветов и окраски бетонных поверхностей не увенчались успехом, так что к началу 1970-х годов фасады новых домов оставались довольно однообразными — белая или серая каменная и бежево-белая керамическая облицовки. Устарели и параметры жилья: эксплуатация выявила неудобство планировки и ощутимую недостаточность метража.
Текст: Татьяна БЕЛОНОЖКИНА