Мы привыкаем расплачиваться за все при помощи банковских карт, совершаем покупки в интернет-магазинах. Безналичные или «виртуальные» деньги занимают все больше места в бюджете россиян. А если говорить о билетах на самолет или туристических путевках, то уже начинаем забывать, когда в последний раз оплачивали эти услуги «живыми деньгами».
Постройкой интернет-площадок для совершения сделок в режиме онлайн занимаются лидогенераторы. О ближайшем будущем наличных денег и процессах, происходящих сегодня на рынке онлайн-покупок, рассказал основатель одной из первых в России лидогенераторских компаний Lead’s Ирек Рахманов.
– Ирек Камилевич, Швеция в очередной раз заявила о своей готовности хоть завтра полностью отказаться от нала – кстати, российские туристы уже смогли оценить эти нововведения, теперь в этой скандинавской стране можно не бояться потерять наличность. И в то же время в обществе звучит резкая критика по адресу виртуальных денег.
– На мой взгляд, негативные высказывания о практике онлайн-покупок – следствие укоренившегося ретро-мышления. Вся наша жизнь плавно перетекает в режим онлайн. Что касается шведов и их заявлений об отмене наличных… Швеция чересчур торопится, конечно. Как всегда. Ведь именно эта страна три с половиной века назад впервые ввела в обращение бумажные купюры, начав мировой процесс вытеснения из обращения золотых и серебряных монет. Теперь Швеция – европейский лидер в применении виртуальных денег. Так что тут есть историческая логика.
Я не особенно верю в близкий переход на исключительно виртуальную куплю-продажу. Тут ведь не только технические сложности. Человек, все-таки, в глубине души — существо консервативное. В хорошем смысле слова. Помните, как лет пятнадцать назад многие предрекали скорое исчезновение печатных изданий? А они выходят и будут выходить необозримо долго. Ведь шелест свежей утренней газеты, да за чашечкой кофе, в комфортной обстановке… Это, если хотите, менталитет, образ жизни, стиль поведения. Точно так же еще совсем недавно весьма авторитетные люди уверенно говорили о том, что не сегодня-завтра закроется последний кинотеатр – мол, зачем платить деньги, если можно посмотреть любой фильм дома по Интернету? Но кинотеатры живут, здравствуют и приносят прибыль. Подобно этому и наличные деньги, на мой взгляд, – тоже своеобразная часть культуры. Чаевые в кафе, обычная повседневная благодарность за какую-либо помощь, подношение молодым на свадьбу – да мало ли еще что! Все это не вяжется с безналом. Ценность денег – в любой валюте – неизменно возрастает, когда их можно «пощупать».
– Потому они и являются главной причиной преступности во всем мире и во все времена?
– Видимо, так. И страны, лидирующие по удельному весу безналичных расчетов, приводят аргумент: дескать, отказ от нала способствует снижению преступности, особенно уличных грабежей, налетов на кредитно-финансовые учреждения. В той же Швеции в 2008 году было совершено свыше ста ограблений банков, а в 2014 эта цифра приблизилась к нулю. Потому что грабителям в большинстве шведских банков делать нечего: там нет наличных. Но, вместе с тем, за те же годы многократно возросло количество виртуальных краж. Хакерские атаки становятся бичом для многих интернет-компаний.
– Не случайно датский Saxo Bank в своем традиционном «шокирующем прогнозе» на предстоящий год говорит не только об извержении исландского вулкана и возможном спаде производства в ряде стран, но и о хакерских ударах по электронной коммерции.
– Думаю, не стоит преувеличивать эту угрозу. В ряде стран уже почти все финансовые операции, включая выдачу пенсий, совершаются по банковской карте или Интернету. Даже в городском транспорте многие европейцы расплачиваются картой, и в некоторых церквях пожертвования принимают виртуальным образом. Общая доля безналичных расчетов составляет в среднем по Европе более 91%, в Южной Корее вообще 98%.
– А какова ситуация в России и, в частности, в Москве?
– На сегодняшний день принято говорить примерно о 75% безналичных сделок в общей массе расчетных операций. В повседневной жизни москвичей банкноты и монеты по-прежнему играют роль важнейшего платежного средства. И, конечно, не следует забывать, что Москва, Питер и прочие мегаполисы, где есть банкоматы, существует возможность удобной и быстрой доставки покупок из интернет-магазинов и так далее – это еще далеко не вся Россия. Россия – это тысячи маленьких городков и поселков, где крохотные магазинчики, палатки, автолавки, сельпо, базары… Оснащение всех этих торговых точек оборудованием по приему банковских карт – затея дорогостоящая и протяженная во времени.
– Вы представляете довольно новый для России сегмент в интернет-пространстве – лидогенераторство. Что это за сфера деятельности?
– В 2010 году компания Lead’s появилась в Глобальной Сети, как новая интернет-площадка для оказания финансовых услуг. Нашей главной темой были кредитные предложения от различных банков. Кстати, наша интернет-платформа — это наша собственная разработка, дело рук и мозгов наших веб-мастеров. С апреля 2014-го запущен наш второй проект – Trade Lead’s.su, в рамках которого мы организуем интернет-продажи товаров и услуг повседневного спроса.
– Предположим, я создал свой собственный туристический сайт…
– Тогда вы – наш человек. А мы – ваши бизнес-партнеры. Обычно веб-мастер хочет не просто делиться с аудиторией своими знаниями, взглядами и жизненной позицией, но еще и получать за это деньги. Он обращается в нашу компанию. И мы в зависимости от тематики сайта и количества просмотров помещаем на его страничке ту или иную информацию о предлагаемых товарах и услугах. Посетитель сайта останавливает на какой-то рекламе свое внимание, делает клик, затем – онлайн-покупку. В общем, каждый веб-мастер, блогер, включенный в нашу орбиту, получает определенный процент от каждой сделки, совершенной при посредничестве его сайта. В этой прозрачности и открытости — одно из наших преимуществ.
Беседовал Александр АННИН