В нынешнем году в Вологодской области пройдет более 100 крупных событийных мероприятий. И эта солидная цифра – только те праздники и фестивали, организатором которых выступает областное правительство. О развитии событийного туризма в регионе мы беседуем с руководителем Национального офиса по туризму, спорту и коммерческому маркетингу Вологодской области в России и странах СНГ Еленой Сургуладзе.
– Елена Александровна, какую долю туристского рынка занимает на Вологодчине событийный туризм?
– В настоящий момент – около 30% от общего туристского рынка Вологодской области. Событийный туризм – исключительно перспективное направление развития внутреннего туризма в России. Календарь событий региона насыщен мероприятиями международного, межрегионального, областного масштаба. Например, Международный Гаврилинский фестиваль классической музыки, Международный фестиваль кузнечного промысла «Железное поле», Международный фестиваль кружева.
Правительство Вологодской области организует военно-патриотический фестиваль «Белозерская осада», праздник искусств «Достояние республики», «Праздник коня», фестиваль вепсской культуры «Древо жизни», культурно-спортивный праздник «В снегах Кириллова». Много праздников и фестивалей на Вологодчине проводят частный бизнес и общественные организации – Международный фестиваль молодого европейского кино VOICES, День металлурга в Череповце. Календари событий существуют и в районах, поселках – это более «домашние» праздники, которые раскрывают необыкновенно яркие и самобытные дарования вологжан. Названия мероприятий – «Былины Белоозера», этнокультурный фестиваль «Вологодский собор», «Звездное кружево Севера», «Корабелы Прионежья», «Жемчужная зима северных Увалов», Фестиваль меда в Тарноге – говорят сами за себя. И праздники проводятся, прежде всего, «для себя», для местных жителей. Именно эти события – потенциал для дальнейшего развития туристского календаря области.
– Событий действительно очень много. Какие вы могли бы выделить, как наиболее значимые?
– Особое внимание туристов привлекают традиционные летние фестивали – Международный театральный фестиваль «Голоса истории» и Международный фестиваль молодого европейского кино VOICES в Вологде. Среди многочисленных зимних праздников хочу отметить 18 ноября – День рождения российского Деда Мороза. Накануне Нового года Великий Устюг – Вотчина Деда Мороза становится самым востребованным туристическим направлением на внутреннем рынке России. В этом году Вологда стала обладателем статуса Новогодней столицы России, переняв почетный титул от Казани. За время новогодних каникул город посетило более 130 тысяч туристов, преимущественно из Москвы и Санкт-Петербурга. Думаем, что интерес к празднованию Нового года в Вологде не только сохранится, но и будет расти, расширяя географию гостей.
Отдельно стоит сказать о деловых мероприятиях с международным статусом. Прежде всего, это выставки «Ворота севера», «Российский лес», «Настоящий вологодский продукт», Международный фестиваль льна и выставка «Российский лен».
– Как продвигаются эти события на туристский рынок России?
– Вологодская область – постоянный участник крупнейших международных туристических выставок «Интурмаркет», Mitt, MITF, «Отдых» в Москве, «Большой Урал» в Екатеринбурге, KITS в Казани. В прошлом году по инициативе губернатора области Олега Кувшинникова в Москве открылся Национальный офис по туризму, спорту и коммерческому маркетингу Вологодской области в России и странах СНГ. Мы стали первым регионом, имеющим организацию такого формата. Также в прошлом году Вологодская область вступила в Российский союз туриндустрии, а наш губернатор подписал соглашение с главами Ярославской области, Республики Коми и Алтайского края о создании Ассоциации туристских регионов России. Так же мы проводим ознакомительные туры для журналистов и руководителей турфирм, презентации региона в посольствах и на крупных деловых форумах.
– Приезжают ли на вологодские праздники и фестивали иностранные туристы?
– Много гостей из зарубежья приезжает на выставки и MICE-мероприятия. Статистика по иностранным туристам на Вологодчине в целом соотносится с российской – больше всего регион посещают граждане Германии, Франции и стран Балтики. Также у нас всегда много туристов из Скандинавии, прежде всего, из Финляндии, что объясняется географическим расположением региона. В 2013 году Вологодскую область посетили свыше 100 тысяч гостей из других стран, однако доля событийного туризма в этой цифре, к сожалению, пока не велика. В основном, это экскурсанты. Большая часть иностранных гостей посещает регион в сезон речных круизов по Волго-Балту.
– Какие события вы лично порекомендовали бы посетить своим друзьям или коллегам?
– «Голоса истории» – Международный театральный фестиваль с богатой историей, проходящий в середине лета под открытым небом в центре Вологды, на территории Архиерейского подворья. На его площадках в разные годы выступали лучшие театральные труппы России: театры из Москвы, Санкт-Петербурга, Перми, Великого Новгорода. Приезжали коллективы из Украины, Белоруссии, Италии, Греции, США, Польши. Одним словом, «Голоса истории» – визитная карточка Вологодской области.
– Расскажите подробнее о межрегиональном проекте «Узоры городов России», который сейчас активно развивает Национальный офис при поддержке Министерства культуры России?
– Год назад у нас родилась амбициозная идея – реализовать обозначенный в плане Минкультуры на 2013-2018 годы проект «Узоры городов России». Мы поставили задачу продумать и внедрить новый культурно-образовательный проект, который дал бы мощный импульс возрождению в России школьного экскурсионного туризма по Золотому кольцу и близлежащим регионам. Пока новый проект объединил семь областей – Вологодскую, Костромскую, Ярославскую, Нижегородскую, Ивановскую, Владимирскую и Московскую. Сейчас в каждой области сформированы программы для детей 7-17 лет, по которым в скором времени начнутся экскурсии между соседними регионами. После апробации туров мы создадим единый двухнедельный кольцевой маршрут по всем регионам-участникам. Проект многогранный, решающий вопросы патриотического воспитания детей и развития у них интереса к родной стране через знакомство с ее историей, народными промыслами, многообразием исторического и культурного наследия.
– Какие проблемы мешают развивать туризм в регионе?
– Развитие туризма на Вологодчине тормозят те же факторы, что характерны для всей российской туротрасли. В первую очередь – недостаточный уровень профессионализма и подготовки кадров, в том числе экскурсоводов, сезонность спроса на турпродукт, неразвитость инфраструктуры, несоответствие цены и качества услуг, высокий уровень рисков, проблемы с дорогами.
– Ваши ближайшие планы по развитию туризма?
– Развивать проект «Узоры городов России». Есть планы по участию в других крупных межрегиональных проектах – «Серебряное ожерелье России», «Великий чайный путь». Будем активно работать с Ассоциацией туристских регионов России, РСТ. Уже сейчас согласно данным рейтингового агентства «Эксперт-РА» по туристскому потенциалу Вологодская область занимает 22 место в России, число посетителей составляет порядка 1,8 миллиона человек. Однако по предварительной оценке научно-проектного института пространственного планирования «ЭНКО» потенциальная туристская емкость территории Вологодской области составляет более 3,5 миллиона человек. Свою задачу мы видим в том, чтобы со временем выйти именно на такой реальный показатель.
– Какие города, регионы, достопримечательности России нравятся вам лично?
– Я люблю Великий Устюг – город с потрясающей архитектурой, невероятно богатой историей, в котором живут очень добрые, инициативные, знающие и любящие свой город люди. В последнее время стала интересна Вытегра с ее Музеем подводной лодки «Б-440» и шедеврами традиционной русской архитектуры XVIII века.
Беседовала Елена СЕРГЕЕВА