В каких регионах ждут россиян и как туризм помогает сохранению местных экосистем
Отдых в уникальных природных местах сегодня становится все более популярным. Эту тенденцию поддержит и новый национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства». Совсем скоро туристов встретят новые объекты в Краснодарском крае, Центральной России, на Камчатке, Алтае, Сахалине. По мнению экспертов отрасли, развитие экотуризма поможет сохранению экологии в регионах, стимулируя правильное поведение власти и бизнеса.
Павел Карасев, «Вулкан Толбачик. Камчатка»
Экотуризм сегодня в тренде – эта мировая тенденция способствует в том числе росту зеленой экономики. Площадь российских заповедных и охраняемых территорий в России составляет 13%, и сейчас решено использовать эти уникальные природные места, чтобы расширить возможности внутреннего туризма. В рамках национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» регионы, можно сказать, получат глоток свежего воздуха – вместе с туристами придут и деньги, а еще это поможет сохранить природу.
Цивилизованный экотуризм отличается от простых выездов на природу. Задача – минимизировать ущерб для экологии местности, соблюсти строгие правила, тренд – соблюдение принципов устойчивого развития – рулит и здесь. Отели или глэмпинги, размещающиеся на природных территориях, обеспечивают одновременно комфорт гостям и при этом – защиту и безопасность для местной фауны и флоры. Кроме того, такой туризм должен обеспечивать и безопасность для самих отдыхающих, с точки зрения как разработки маршрутов, экотроп и смотровых площадок, так и с позиции экологичности отдыха. Да, отмечают эксперты, такой отдых недешев – но сегодня есть задача сделать его более массовым (что снизит стоимость подобных туров) и при этом сохранить главные твердые принципы защиты природных объектов (а это, в свою очередь, принесет этим объектам доход).
Прогресс в развитии туризма в природных зонах очевиден. В 2011 году, по данным Ростуризма, различные наши заповедники и национальные парки посетило около 6 млн человек, а уже в 2017 году цифра составила 11 млн человек. Другое исследование ведомства еще в 2018 году давало данные, что 93% россиян в ближайшем будущем планируют путешествовать именно по России – а это показательно, значит, такой настрой жителей страны даже не связан с пандемией и закрытием границ. Причем наиболее уникальными местами туристы отмечают Камчатку, Сахалин, Курилы, Байкал, Карелию, Алтай.
Наталья Симоненко, «Крылья Сахалина»
В рамках нового нацпроекта правительство предложило реализовать сразу три федеральных проекта: это «Совершенствование управления в сфере туризма», «Повышение доступности туристических услуг» и «Развитие туристской инфраструктуры». Кстати, уже в этом году в Правительство будет внесен проект нового закона о туризме, законодательство будет меняться под новые условия и задачи, также будут изменены стандарты, в том числе по обустройству пляжей, кемпингов, созданию туристических маршрутов, организации речных круизов. Как отмечает руководитель Ростуризма Зарина Догузова, до 2024 года планируется выдать аккредитацию более чем 1000 туристическим маршрутам, причем они должны быть подготовлены, с учетом объектов показа, инфраструктурой для размещения и питания. «После моря на втором месте у туристов всегда следует поездка за атмосферным туризмом», – убеждена глава ведомства. А первые основные работы в рамках нацтуризма начнутся на таких территориях, как Крым, Дальний Восток и города Золотого кольца.
Евгений Коротков, «Токаревский маяк, город Владивосток»
Что нужно для того, чтобы идея национального турпроекта реализовалась? В первую очередь, просветительская работа, а еще включение государства и поддержка бизнеса. Останется ли та же загрузка в популярных ныне местах, на Кавказе, в Сочи, если вдруг откроются границы? Очень хочется, чтобы наши курорты оставались интересны для своей аудитории, ведь подчас это реально уникальные места. Например, рассказывает Владимир Канторович, первый вице-председатель Ассоциации туроператоров России (АТОР), основатель «Клуба международных путешествий», таким местом можно назвать Архыз: «Есть даже вещи, которых нет нигде в мире, и надо больше об этом говорить. Например, Архыз – единственный горнолыжный высокий курорт, подъем на который не имеет изматывающего серпантина, это ровная спокойная дорога с постепенным подъемом в 5 градусов. Этому есть свое историческое объяснение. Когда-то во времена СССР сюда в обсерваторию поднимали огромный телескоп, и сделать это нужно было крайне осторожно и безопасно. Поэтому была построена такая удобная трасса. Так что нам в России есть что показать и чем удивить».
Для устойчивого развития внутреннего туризма необходимо не просто разово стимулировать спрос, как сейчас это делается с помощью кэшбека, а вкладываться в инфраструктуру – дороги, связь, общественные места вдоль туристических маршрутов. «В этом случае частный бизнес самостоятельно будет инвестировать в привязке к этой инфраструктуре. А еще в малонаселенных районах, например, в Горном Алтае, мы испытываем грандиозный дефицит кадров в отрасли гостеприимства. Готовить эти кадры самостоятельно мы не можем. И этот провал должно на себя взять государство», – считает основатель комплекса «Шебалинский питомник – Королевский марал» Михаил Болотин.
Анастасия Пухова, «Горный Алтай, озеро Ак-Кем»
Все более популярными становятся актуальными такие места, как Байкал, Алтай, самые различные места на Кавказе (по наблюдениям туроператоров, уходит стереотип об опасности здешних мест, и отдых на Кавказе сегодня очень популярен). В Саяны приезжают на отдых в заповеднике «Столбы», по статистике, ежегодно эта территория принимает до 700 тысяч туристов, хотя пока это в основном местные жители, из Красноярска. Камчатка и Сахалин – еще одни точки активного интереса туристов, привлекающие своей нетронутой природой, уникальностью. Кстати, недавно сервис автодорожных поездок BlaBlaCar составил рейтинг пляжей России с самыми удивительными видами, и на первом месте оказался камчатский Халактырский пляж. Здесь можно увидеть самые большие волны в стране – завораживающее зрелище. А еще здесь черный песок, из-за извержений Авачинского, Козельского и Корякского вулканов. Этот залив считается лучшим местом для серфинга в России. В список лучших пляжей также вошли краснодарский поселок Прасковеевка, пляжи Кронштадта, Куршская коса в Калининградской области и Спортивная набережная во Владивостоке.
Светлана Демина, «Куршская коса на закате»
«В 2020 году из-за локдауна россияне поехали путешествовать по России, увидели красоту Крыма, Карелии, Камчатки и других регионов. С одной стороны, эта ситуация дала импульс к развитию внутреннего туризма, с другой стороны, люди столкнулись с неготовностью рынка туристической инфраструктуры, низким уровнем сервиса, загрязнением природных территорий, что повлекло за собой частично негативную обратную связь от отдыха. Эти и ряд других задач необходимо решать. И хорошим инструментом может стать система устойчивого туризма», – говорит руководитель комитета по развитию устойчивого туризма Российского союза туриндустрии (РСТ) Виктория Саар.
Юлия Балуева, «Путешествие в Карелию. Парк Рускеала. Там, где загадывают желания»
Нацпроект призван повысить возможности такого отдыха, фактически превратить экологический туризм в качественный, оборудованный, цивилизованный и безопасный отдых. Важным моментом является сохранение самих природных территорий. И многие эксперты, хоть и замечают, что и поток туристов оказывает влияние на объекты, убеждены, что самое опасное – это местные вредные производства. Да, есть опасность и влияния самих отдыхающих, например, замусоривания. Скажем, в Прибайкалье волонтеры ежегодно вывозят мусор буквально КамАЗами. Как отмечает директор Байкальского заповедника Василий Сутула, важно контролировать ситуацию: «Наша главная тревога и забота — не потерять первозданный вид Байкала. Если мы будем видеть деградацию, то придется ограничивать число туристов».
Нина Жарова, «Подношения духам Байкала»
Но все же техногенный фактор наиболее опасен для экологии. Байкал становится все более популярным, даже несмотря на сложную логистику и все еще сложную экологическую ситуацию, связанную с последствиями работы вредных производств. В Байкальске активно развивается горнолыжный курорт Гора Соболиная, представители туротрасли считают, что этот проект дарит территории второе дыхание.
А на Камчатке стартует мощный туристический проект «Парк Три вулкана», который превратит край в действительно успешный регион. Предполагается, что новый проект позволит привлечь 170 тысяч новых туристов в 2024 году и увеличить поток до 460 тысяч к 2037 году. При этом дополнительный приток денежных средств в экономику края с 2024 года по 2037 год составит более 135 млрд рублей. Здесь появятся современные отели, более 57 км горнолыжных трасс, вся необходимая инфраструктура, будут оборудованы экотропы и площадки обозрения. Кататься можно будет уже в 2025 году, и туристы наконец насладятся долгожданным качественным отдыхом на Камчатке, в крае, уникальном своей нетронутостью. Только здесь можно увидеть в таком масштабе нерест дикого лосося, или диких медведей в природе. Но тут свои экологические проблемы: золотодобытчики уже многие годы наносят вред окружающей среде. Одна из компаний, ТСГ «Асача» («Тревожное зарево»), намерена разрабатывать Родниковое месторождение, это место граничит с территорией будущего туркластера. Местные экологи отмечают, что судебные штрафы не влияют на ситуацию: компании проще заплатить их, чем вкладываться в создание современных очистных сооружений, а в итоге ядовитые отходы производства, включая цианиды, уходят в местные нерестовые реки. Чтобы восстановиться после такого многолетнего ущерба, экосистеме требуется несколько десятков лет.
Сергей Краснощеков, «Камчатка. Экскурсия в кратер вулкана»
Безусловно, большую роль в охранении природы и переключения экономики региона с прибыли от таких производств на доходы от туризма играет и позиция местных властей. Возьмем, для примера, Калининградскую область, где есть несколько особо охраняемых природных территорий, в том числе национальный парк «Куршская коса» и семь заказников. Долгое время в области не было современных очистных сооружений, но сейчас эта проблема решена. Также активно ведутся работы по восстановлению леса. В лесной фонд будут возвращены незаконно выведенные из него земли, в том числе ценные леса на берегу Балтийского моря. Закрывают и вредные производства, например, после многочисленных жалоб жителей был остановлен завод по плавке металлов ООО «Браво БВР» в поселке Прибрежном. В Год экологии в России в 2017 году Калининградская область вошла в число 13 регионов страны, на территориях которых реализуются региональные проекты по сокращению негативного воздействия на окружающую среду. Калининградская область попала в список приоритетных регионов по реализации экологических проектов в сфере обращения с отходами и ликвидации нанесенного экологического вреда. Глава региона Антон Алиханов лично курирует подобные проекты и болеет за экологию области. Сейчас и на Камчатке власти взялись за сохранение природы, еще в 2020 году с приходом на пост губернатора Владимира Солодова к работе горнодобывающих предприятий стали серьезно присматриваться, ситуацией заинтересовалась и федеральная власть. Кстати, ученые уже обратились с открытым письмом к главе Камчатского края, приводя в пример последствия в том числе работы компании ТСГ «Асача» и требуя запретить золотодобычу подобным предприятиям-злостным нарушителям природоохранного законодательства.
Руслан Олинчук, «Гейзерное озеро на Алтае»
Зарубежный опыт показывает, что именно экотуризм является механизмом защиты природы от вредного воздействия человека. Это своеобразный стимул. А доходы, полученные от посещения нацпарков, как раз и нужно вкладывать в природоохранные мероприятия. Вот, например, что рассказывает исполнительный директор Europarc Federation (Федерация природы и национальных парков Европы) Кэрол Ритчи: «20 лет назад мы глубоко озаботились вопросом экотуризма и приняли Хартию туристов, которые посещают особо охраняемые территории. Экологический туризм — это не только место, которое называется ООПТ или национальным парком. Это восприятие всего комплекса природы на той или иной территории. Важно, чтобы люди посмотрели на природу в целом и не забывали, что нужно предпринимать усилия для ее сохранения».
Да и сами туристы заинтересованы в сохранении уникальных объектов для будущих поколений. Вот почему активно развивается фототуризм, видеотуризм, интерес к наблюдению за дикими животными. Бердвотчеры (любители наблюдать за птицами) сегодня – большой сегмент экотуристов.
Елена Супиталева, «По дороге к каньону Псахо»
«Туризм как вид деятельности растёт бурными темпами. Ещё буквально несколько десятков лет назад туристами в нынешнем смысле слова можно было назвать единицы людей. Сейчас это сотни миллионов, перемещающиеся по всему миру не по каким-то делам, а просто ради удовольствия путешествовать, для открытия чего-то нового, для познания, – говорит Константин Рониньо, основатель Клуба путешественников «Одиссея». – Я вижу задачу в том, чтобы увеличить долю туристов, грамотно путешествующих в дикую природу. Если эту идею сделать массовой и популярной, она многим понравится. Мы можем узнавать новые места, полезно для здоровья проводить время, и при этом помогать сохранять дикую природу. Это же просто прекрасная возможность! Вместо того, чтобы в десятый раз лететь в Милан на шопинг или в Турцию на пляж, мы можем участвовать тем самым в спасении планеты. Мы можем поддержать людей, которые физически работают на её сохранение».
Все фото принадлежат участникам Всероссийского фотофестиваля «Путешествуйте дома»