Эксклюзив

Крым сегодня: плюсы и минусы
Владимир ПЕРОВ: 2020 стал годом возможностей для вн...
В Дагестане реализуется крупный этнографический про...
Константин ЗАБРОДИН, руководитель курорта ЗАВИДОВО:...
Пять причин принять участие в межуднародном маркети...
Капитан теплохода «Дмитрий Фурманов»: «Круиз – это...
Генеральный директор судоходной компании «Созвездие...
Цены на авиабилеты вырастут на 50%, но это не точно...
Артем Литвин: «Волжские рассветы и закаты уже соску...
СОБЫТИЙНЫЙ 2020 ГОД – ПРОВАЛ ИЛИ НОВЫЕ ФОРМАТЫ?...
Для спасения туризма важны кадры
Летние ЗОЖ-фестивали 2020 года
Эверест готов принять альпинистов. Но спортивный ту...
«Красноярские Столбы»: спрос на экологический туриз...
Гернод Лоозе: в России детский туризм развит лучше,...
Курорт «Завидово» готовит новинки для гостей к пред...
Первые селфи, шпионские фотокамеры и аналоговая фот...
Ноябрьск – южные ворота Ямала
Сахалинский туризм – цифры и факты
Андрей МИХАЙЛОВСКИЙ: «Речной круиз – лучший способ...
Денис ДЮПИН: «Отдых на реке идеален для жителя мега...
РЕКОН 2018: как продвигать исторические реконструкц...
Событийный туризм: прорывы и разочарования
Александр Пряников: «Я понимаю, что нашего предприн...
Мария Ост: «Россия - необыкновенная страна, не похо...
«ProДвижение». Правила игры интернет-маркетинга...
Илья Кострикин: «Выбирайте направления, где вы еще...
Осень в Воронеже
Все о тракторах расскажут в Чебоксарах
Приморье готовится к сезону большого дрифта
Евгения Подберезкина: «Делайте все от чистого сердц...
NJohn: «Россия - страна, где живут самые добрые и г...
Выстрелы пушек и звон мечей. «Фестиваль друзей» на...
Научная конференция для всех желающих. Воронеж приг...
«Вкусные» праздники Чаплыгинского района
Если не мы, то кто? Зачем нужен детский рыболовный...
Воронеж спешит поделиться «самым-самым»
«AMAKS конгресс-отель»: не пасовать перед сложной э...
На оперу – в Воронеж!
Чечня гостеприимная
На фестиваль? В Самарскую область!
Гороскоп путешественника: весна-лето 2016
Оружейная столица России приглашает на фестивали...
История о том, как местный праздник превратили в ме...
Конкурс завершается, жюри – в панике
Новый год в Татарстане: Кыш Бабай и Казанский Кот...
На автомобиле – через континент
Россия в миниатюре
Белый город, белый мел, белый праздник
Кулинарные традиции Дальнего Востока
О Никите-стрельце и свияжском прянике
фотовыставка "Путешествутйте дома" в Шереметьео
Фотоконкурс «Путешествуйте дома». Послесловие
С нами кашу сваришь!
фестиваль "Остров.ру", Ольга Кормухина, Московская область, Зарудное
«Остров.ру» доброты и качественной музыки
Главное – не замыкаться в себе
Вологодская область. Туризм нового формата
Крым фестивальный
Жизнь в режиме онлайн
Вместе делать общее дело
Снегурочка ждет в гости!
Республика Коми: безграничная и поразительная
Приезжайте к Кыш Бабаю!
Большая гонка большой России. Второй год под флагом...

Репортаж

Поиск

Вы здесь


Ученые Дагестанского федерального исследовательского центра РАН (г. Махачкала), Субтропического научного центра РАН (г. Сочи) и Оксфордского университета совместно разрабатывают концепцию использования этнокультурных традиций в стратегии социально-экономического и экологического развития горных территорий республики Дагестан. Практическое применение модель «монетизации» этнической экономики нашла в дагестанском ауле Арчи.

- Кавказ всегда был интересным объектом этнографического исследования. Вплоть до настоящего времени он сохраняет формы традиционной культуры, это мировое культурное наследие. Поэтому пилотажные исследования, объектом которых выступают традиционные общества Кавказа, их культура, пути адаптации к динамично меняющемуся миру приобрели особую актуальность, - рассказал заведующий лабораторией этносоциальных исследований ФИЦ Субтропический научный центр РАН доктор исторических наук, профессор Александр Садовой.

Реформы XX века привели к масштабному переселению горцев на равнину. В результате более двухсот горных сел и хуторов, большое количество террасных полей, садов, сельскохозяйственных угодий оказались заброшенными. Отток жителей горных районов продолжается и в настоящее время. Попытки решить проблему «бедности» горных анклавов исключительно через развитие частного эко- и этнотуризма не увенчалась успехом. Зачастую создаваемые организации входили во внутреннее противоречие с системой нравственно-этических норм, укрепляющих позиции права сельских общин. В Дагестане – джамаатов. 

Анчих, фото Зайнаб Лабазановой

- Использование рекреационного потенциала и «этнических брендов» в целях устойчивого развития горных территорий во многом зависит от сохранения исторического, культурного и природного наследия, традиционных систем жизнеобеспечения, сохранения и возрождения горно-долинного садоводства, ремесленных центров. Прежде чем развертывать сеть историко-культурных маршрутов и экологических троп обязательно должны быть проведены полевые этнографические исследования. Наш проект направлен на комплексное исследование рекреационного потенциала горных этнокультурных ландшафтов и формирование оптимальной модели устойчивого развития региона. Для нас это очень важно: прежде всего, это пополнение семейных бюджетов и улучшение качества жизни горцев, – пояснил руководитель проекта, заведующий отделом этнографии Институт истории, археологии и этнографии Дагестанского федерального исследовательского центра РАН доктор исторических наук Магомедхан Магомедханов.

Алихма и Патимат из села Гоор Шамильского р-на, фото К. Чутуева  

«Работа в поле» стала одним из первых этапов исследования. В экспедициях по горному Дагестану ученые собрали материалы, раскрывающие современную демографическую, этнокультурную, экологическую ситуацию, дифференцировали полученные данные по отдельным горным районам и сельским общинам. Особенно исследовательскую группу интересовали степень сохранности и практики использования традиционных форм землевладения и ремесленных специализаций. Так, одним из перспективных направлений ученые полагают развитие коврового туризма в Дагестане.

- Ковроткачество было известно многим народам, населявшим хребты вдоль Великого шелкового пути, который развивался ещё во II веке до нашей эры. На Северном Кавказе одна его ветвь проходила через высокие перевалы Главного Кавказского хребта на Южный Кавказ, а другая - вдоль западного побережья Каспийского моря по Каспийскому коридору через территорию современного Каспийского Дагестана. Результатом этих связей стала интеграция населения Азербайджана и Дагестана с соседними народами через сферу материальной и духовной культуры. В Европе коммерческий и эстетический интерес к кавказским коврам начал расти еще в XV веке, а концу XVIII века экспортная торговля азербайджанскими и дагестанскими коврами в Европу была уже свершившимся фактом. Но в последние десятилетия ковровый туризм развивается только в Азербайджане, в Дагестане он пока полностью отсутствует, - рассказал почетный научный сотрудник, профессор Колледжа Св. Антония, Оксфордского университета Роберт Ченсинер.

На основе исторических и современных этнографических данных ученые разработали концепцию «монетизации» этнографического туризма - формирования устойчивой системы коммуникаций между сельскими анклавами, их представительствами в городах, туристическими фирмами и экспертным сообществом. Все теоретические подходы ученых нашли практическое применение в одной из общин горных районов Дагестана.

Село Кимятли Цунтинского р-на, фото М. Курбанова 

Арчи – это устойчивая система этно-территориальных связей. Она объединяет население семи самоуправляющихся селений: Арчи, Кашилла. Кала, Лхатта, Алшуна, Кубатль, Кесер, Хилих. Все села арчинцев расположены в пойме реки Хатар, которая берет свое начало от ледниковой горы Таклик и сакральной горы Бедеку. Этническая территория горного анклава определяется ландшафтным окружением. В этом районе нет «дикой природы», вертикальная зональность ландшафтов диктует свои условия природопользования и определяет ремесленную специализацию. 

- Результаты полевых исследований показывают, что в горных поселках, во многом, сохраняются возможности для восстановления ремесел. Сохранение традиционных жилищ формирует условия для развертывания поселковых и «родовых» музеев, замкнутых в одну сеть историко-культурного маршрута. Для населения горных селений Дагестана характерно крайне бережное отношение к традиционной одежде и утвари, что дает возможность с минимальными затратами формировать экспозиции, посвященные традиционным формам хозяйственной деятельности. В них можно включить продукцию местных промыслов - традиционные сельскохозяйственные орудия. Также несколько историко-культурных маршрутов можно сформировать в контексте концепции «паломнического туризма». В этом районе Дагестана ярко прослеживается наследие арабо-мусульманской культуры, - подытожил доктор исторических наук Магомедхан Магомедханов.

На основе описания объектов историко-культурного наследия, сохраняющихся традиций, форм этнического предпринимательства учеными уже была сформирована модель информационного обеспечения десятидневного тура по маршруту: Махачкала – Верхний Гуниб – Арчи – Махачкала. С точками показа – «Сулакский каньон» – «водопад Салта», а также радиальные (включая конные) маршруты в села Хилих, Кесер, Хитаб. Кубатль, к подножью горы Таклик. Теперь ученые планируют продолжить разработки концепции развития этнографического и экологического туризма в горных экосистемах Дагестана, ориентированных на сохранение традиционной системы и культуры жизнеобеспечения сельских анклавов, стабилизацию этносоциальной обстановки и достижения уровня устойчивого развития.

Регион интервью: Республика Дагестан

Страницы


Подружиться в соцсетях

   

Забронировать гостиницу

   

Создано при поддержке vltop.ru