Всероссийский конкурс детских туристических проектов подошел к концу. Победители и призеры определены, 17 декабря состоится онлайн-сессия для всех участников, где организаторы и эксперты дадут обратную связь конкурсантам, отметят общие сильные стороны и недостатки проектов. Конкурс завершился, но задачи развития детского туризма в стране стоят более чем актуально, а взгляд со стороны ярко демонстрирует нам имеющиеся заделы.
Руководитель представительства Российского союза туриндустрии (РСТ) в Германии Гернод Лоозе рассказал о том, как организуются экскурсии для детей в Германии и дал оценку детскому туризму в нашей стране.
– Господин Лоозе, насколько популярен в Германии детский туризм?
– В Германии нет разделения по туристическим сферам, как в России. У нас, безусловно, есть компании, которые организуют экскурсии для школьников, но никто не озадачивается тем, чтобы популяризировать эти поездки. Детский туризм у вас больше развит, чем в нашей стране. И это говорит о том, что государство и общество в России больше заинтересованы в образовании подрастающего поколения. Для меня туризм – это именно образование. Дети через осмотр достопримечательностей и памятных мест знакомятся с историей страны, с ее ценностями, лучше чувствуют связь с Родиной. Путешествие по стране – это в некотором смысле школа жизни.
– У вас проводятся школьные экскурсии?
– У нас есть обязательные экскурсии по городу с посещением музеев. Обычно эти экскурсии проходят после основных занятий, но пропускать их нельзя. Это как урок. Что касается выездных туров, то, согласно школьному плану, они проводятся раз в год и рассчитаны на два-три дня. Иногда на неделю. Но, во-первых, это не обязательно должна быть культурно-познавательная экскурсия, может быть и развлекательная. Например, посещение парка аттракционов. Во-вторых, на подобные экскурсии можно не ездить, поскольку за них всегда платят родители.
– Есть ли у вас загородные лагеря для детей?
– Их немного. В Германии они не распространены так, как в России. У нас нет такого организованного массового детского отдыха, как в вашей стране.
– Есть ли государственные программы, направленные на то, чтобы дети больше путешествовали?
– Нет.
– То есть все путешествия всегда оплачивают родители?
– Да, поэтому когда предлагаешь родителям экскурсии, они всегда смотрят на цену. Несколько лет назад я возил немецких детей в Россию по обмену. Организация тура была моей личной инициативой. Я заметил, что в Германии очень много говорят про Россию, но, к сожалению, мало ее понимают. Я хотел дать детям возможность создать свое видение о вашей стране.
Путешествие удачно совпало с тем, что в то время Министерство культуры России внедряло программы, поддерживающие подобные поездки, и большую часть организационных расходов брало на себя. Родители экскурсантов платили только за перелет и оплачивали те экскурсии, которые не входили в основную программу. При таком подходе поездка в Москву выглядела намного привлекательнее, чем, например, поездка в Лондон. В общей сложности в тур отправились около 40 школьников 14-15 лет.
– Какое впечатление произвело на детей путешествие в Россию?
– Они до сих пор с восторгом о нем вспоминают. Многие говорят, что лучше Москвы ничего не может быть. То есть дети стали носителями рекламы для туристического направления России, а также имиджмейкерами страны. Думаю, что подобные поездки стоит рассматривать как инвестицию в нацию и страну в целом.