Детский экологический туризм – особое направление. По сравнению с культурно-познавательным он, возможно, чуть менее популярен, однако, востребованность этого вида туризма с каждым днем все выше, считают специалисты. Всероссийский конкурс детских туристических проектов одной из своих основных задач видит популяризацию лучших практик туризма, в том числе и экологического, среди подрастающего поколения.
Сегодня наиболее успешно экологический туризм развивают в национальном парке «Красноярские Столбы». В 2019 году парк посетили более 1 130 тысяч человек. Директор организации Вячеслав Щербаков, удачно интегрировавший в образовательный процесс посещение школьниками территории «Столбов», поделился своим мнением относительно перспектив развития детского экологического туризма и организации интересных и познавательных экотуров.
– Вячеслав, ваш национальный парк – единственный в России обладатель образовательной лицензии и аккредитованных экологических программ для школьников. Как все может помочь в популяризации туризма?
– Здесь есть абсолютно прямая связь. Последние пять лет мы занимаемся формированием экологического мышления посетителей «Столбов». В последние годы у нас резко выросло число туристов и стало понятно, что люди не умеют себя вести на особо охраняемой природной территории: бросают мусор, курят, собирают грибы, ягоды, приводят домашних животных. Также частым нарушением являются надписи на скалах. Для уменьшения подобного вандализма мы специально в скальном районе разместили стенд «Здесь был Вася», на котором можно оставить все признания в любви.
Логично, что основной акцент в формировании экологического мышления, стоит делать на работе с подрастающим поколением, дошкольниками и школьниками, потому что именно они будущие посетители и потребители ресурсов национального парка. Теперь мы получили возможность через образовательные модули, конкурсы, которые проходят как на территории национального парка, так и в школах города Красноярска, привить детям экологическую культуру. Если мыслить на перспективу, то кроме формирования экологического мышления, мы еще ставим цель по подготовке кадров для заповедной системы России. Надеемся, что в будущем из 10 выпускников вуза хоть один, да придет работать в нашу сферу.
Образовательные экологические программы разбиты на четыре возрастных категории: для дошкольников от 5 лет до 7 лет, для учащихся первых – четвертых классов, для среднего школьного звена и для старшеклассников, планирующих поступать в профильные вузы. Таким образом, получается охватить все образовательные ступени, на каждой из которой ребята все больше погружаются в экологию.
– Какова тематика программ?
Сейчас у нас представлены две большие программы туристско-краеведческой и естественнонаучной направленности: «Курс юного экскурсовода» и «Заповедный натуралист». Обучение проходит в рамках дополнительного образования. Темы, которые выбирают школьники или их родители, включают несколько занятий. По окончании тематического курса дети получают соответствующие сертификаты. Это особенно важно для учащихся старших классов, поскольку по нашей договоренности с несколькими вузами, при поступлении сертификаты дают дополнительные баллы к ЕГЭ.
«Заповедник. Вид на 2-й Столб», Михаил Максимов
– Насколько проще вам стало организовывать экскурсии по национальному парку после получения образовательной лицензии и аккредитации?
– На организацию экскурсий это особо не повлияло, а вот на проведение экошкол, образовательных экспедиций – да. Педагогам проще документально организовывать детскую поездку на нашу природную территорию, проходить этапы согласования с администрацией образовательных учреждений. И главное для родителей понятней, что ребенок в надежных руках и безопасных условиях, а результат экозанятий вне стен школы, это новые знания и навыки, которые пригодятся в жизни и дальнейшем учебном процессе. Считаю это большой плюс. Кроме того, мы получили лицензию на звездность гостевых домиков (без звезд) и теперь можем предлагать посетителям эколого-образовательные экспедиции и эколого-образовательные туры. То есть ребята и их родители могут не просто пожить в домиках, а получить экологические знания.
– Какие конкретно темы предлагаются для изучения и как выстроен образовательный процесс?
– Среди тем: ботаника, зоология, мониторинг растительного и животного мира, в целом то, что можно в естественной природе увидеть, проанализировать и дать возможность ребенку проявить свои способности в познавательной и практической деятельности. Обычно все уроки делаем интерактивными. Есть в виде экскурсий, лекций, практических занятий. Если рассматриваем тему «Зоология», на занятии «Заповедный следопыт» сначала дается теория, рассказывается каких зверей и птиц можно встретить в нацпарке, показываются их следы на интерактивном стенде. Потом предлагается самим отыскать эти следы на территории парка и определить принадлежность к тому или иному виду животного.
Или другой пример. Тема «Ботаника», занятие «Занимательная дендрология». Сначала рассказываем детям что это такое, потом даем информацию о деревьях, которые растут в национальном парке, демонстрируем образцы пород, учим определять по годовым кольцам возраст и климатические условия в которых росли деревья. Затем все эти знания закрепляются на практике во время прогулки по заповедному лесу. Залог успешного общения с детьми заключается в интерактивности. Ребята должны не просто прослушать лекцию, а быть вовлечены в процесс. Это дает больше эмоций, а значит и выше результат от обучения.
«В Столбах», Варвара Леднева
– Если говорить не только об образовательных программах, построенных преимущественно на практических занятиях, но о туристических маршрутах. Какой из них у детей наиболее популярный?
– Самый популярный пешеходный маршрут «Природа – великий скульптор» протяженностью 13 километров. Путь проходит по сибирской тайге к скалам-легендам. Но до того, как туристы отправляются в путь, их погружают в тему, дают теоретические знания и инструктаж по технике безопасности. Это очень правильный способ взаимодействия. Запросы туристов растут. Люди уже хотят не просто прогуляться до скал и посмотреть на них, но почерпнуть интересную информацию. По этой причине наши методисты и гиды ежегодно обновляют экскурсионную программу. Сейчас у посетителей есть возможность выбора. Они могут во время прогулки прослушать курс по флоре, фауне, почвоведении, климатологии и другим природоохранным темам, а также заказать анимационную экскурсию со сказочными персонажами. Многие взрослые, которые приходят на маршрут, возвращаются к нам снова и приводят своих детей, зная, что мы предлагаем для них интересные экозанятия и экскурсии.
«Столбы», Татьяна Андрющенко
– При разработке маршрутов на что ориентируетесь в первую очередь?
– Первое – это обеспечение безопасности посетителей. Второе – это познавательность. Третий критерий – новизна. У нас много маршрутов, но если в сопровождении гида вы пойдете по ранее пройденному, то все равно сможете расширить свои знания, так как в разное время года свои уникальные виды и встречи с живой природой.
«Такмаковская гряда», Роман Хлебов
– С вашей точки зрения, какие туристические продукты идеальны?
– Семейно-познавательный отдых. Акцент нужно делать именно на нем. На него сейчас особый спрос. Выезжая отдохнуть на природу, родители понимают, что детям, кроме свежего воздуха, нужны какие-то увлекательные занятия. Мы со своей стороны предоставляем такую возможность, в том числе с проживанием в гостевых домиках и хорошей интерактивной образовательной программой.
– Как вы думаете, почему экологический туризм проигрывает сейчас по популярности, например, культурно-познавательному?
– Мы, как мне кажется, проигрываем по развитости инфраструктуры. А без этого нельзя двигаться вперед. Например, необустроенные экологические тропы вытопчут за год, это в свою очередь приведет к деградации напочвенного покрова и создаст небезопасные условия пребывания. Также в плохо оборудованных домиках никто не захочет остановиться. И так далее. В национальном парке «Красноярские Столбы» более-менее решены эти проблемы. И я вижу, что спрос на экологический туризм невероятно вырос. Он значительно превышает предложение. Так, в прошлом году мы получили более 3 тысяч заявок от школьных групп на посещение нацпарка, а принять смогли около 550 групп. Остальные стоят в листе ожидания. То есть перспективы развития детского экологического туризма отличные. Но для этого важно решить организационные и юридические вопросы.
Фото участников фотоконкурса «Путешествуйте дома»