В Российском национальном музее музыки открывается выставка «”Мы звуколюди!” Музыка русского авангарда»

Мы звуколюди

С 25 октября в Российском национальном музее музыки открывается выставка «”Мы звуколюди!” Музыка русского авангарда» при поддержке Министерства культуры Российской Федерации.

Существует мнение, что авангард в музыке очень быстро изжил себя, стал общим местом, банальностью. Музей музыки готов поспорить с этим мнением в рамках масштабной выставки «”Мы звуколюди!” Музыка русского авангарда».

«Выставка раскроет особенности авангарда в музыке, и вместе с тем, музыкальный авангард будет рассмотрен в широком контексте других видов искусств, таких как театр, кино, изобразительное искусство и фотография. В связи с этим мы благодарны нашим партнерам, которые с радостью откликнулись на предложение принять участие в выставке. Отдельное спасибо нашим кураторам, которые, я уверен, смогли доказать, что авангард в музыке остается интересен и сегодня», – отметил генеральный директор Музея музыки, заслуженный деятель искусств РФ, член Общественной палаты РФ Михаил Брызгалов.

Названием выставки – «Мы звуколюди!» ‒ стали слова из поэмы «Царапина по небу» Велимира Хлебникова. Эта строка подобна гордому девизу поколения, которое открыло в начале прошлого века новую вселенную звука. Звуколюди – это не только композиторы, но и конструкторы первых электронных инструментов, изобретатели шумовых машин и графического звука, «заумные» поэты, писавшие звуковые стихи; режиссёры экспериментального театра, музыканты, придумавшие новые способы исполнения; и многие другие.

Мы звуколюди
Артур Сергеевич Лурье (1892-1966). Наш марш – [Для чтеца и фп.]; слова Владимира Маяковского; обложка
Выставка состоит из шести разделов: К новым берегам, Будетляне звука, Музыка машин, Искусство шума, Формы звука, Музыку в массы. В каждом из них можно услышать ключевые произведения и сыграть на экспериментальных инструментах, проследить звучание музыки по наиболее ярким партитурам, озвучить раннесоветское кино, прочесть главные музыкальные манифесты. Впервые перед зрителем создаётся панорамная картина музыкальной жизни, в которой ранее не связанные друг с другом явления видятся частями одного проекта – тотального преобразования звуковой среды, музыки, её создателя и её слушателя. Взаимоотношения между ними становятся интригой, которая раскроется в самом конце экспозиции.

Мы звуколюди
Фотограф А.М. Родченко. Пионер-трубач. 1930 г. Отпечаток с авторского негатива

Проект отразит музыкальный авангард периода его расцвета – 20-30-х гг. ХХ века и даст представление о том, какая музыка создаётся в России сегодня. На выставке можно будет увидеть рукописи сочинений современных композиторов, которые предоставили самые необычные музыкальные произведения: это музыка, записанная на рулоне 31 м 80 см; музыка, состоящая только из тишины; музыка, записанная в виде спирали и звёздного неба; ноты, похожие на произведения абстрактной живописи.

На выставке будет представлен ряд интерактивных экспонатов, с которыми сможет взаимодействовать посетитель: почувствовать себя музыкантом-авангардистом сможет каждый. Играя на железном листе, бутылофоне, барабанах из кастрюль и даже чемодане с калошей, гости смогут создать свою «музыку шума». Взаимодействуя с объектом Святослава Пономарёва «Струнный бензобак BB 1» посетители узнают, как необычно может звучать обыкновенный бензобак. Ценным экспонатом станут шумовые аппараты, выполненные по чертежам Владимира Попова – актёра МХАТ и главного специалиста по шумовому оформлению театральных спектаклей.

Два пианино, настроенных с разницей в четверть тона, дадут представление о том, как звучит микрохроматическая музыка. Благодаря цветным клавишам фортепиано посетители, не знающие нот, смогут сыграть Прометеевский аккорд Александра Скрябина или синтетаккорд Николая Рославца. Программа Virtual ANS, разработанная Александром Золотовым, даст возможность нарисовать музыку и услышать, как звучит получившийся рисунок.

Ключевыми экспонатами выставки станут редкие предметы из фондов Российского национального музея музыки. Посетители увидят оригинальную партитуру «Прометея» Александра Скрябина с партией света, первую в мире электрогитару, сконструированную в селе Бессоновка в 1934 году, а также экводин – один из первых советских синтезаторов.

Выставка будет работать для посетителей с 25 октября 2024 года по 9 февраля 2025 года.

Предыдущий пост
Продолжается прием заявок на премию Best for Life Design Award

Прием заявок на премию Best for Life Design Award продолжается

Следующий пост
Международный фонд искусств имени С.Д. Эрьзи запускает новый этап творческого конкурса «Прекрасная Калипсо».

Международный фонд искусств имени С.Д. Эрьзи презентует конкурс «Прекрасная Калипсо»