Галерейный центр «Артефакт» представляет выставку сразу двух художников

Галерейный центр «Артефакт» представляет выставку сразу двух художников

Выставка «Андрей Ремнёв / Сергей Мильченко. Небылое» представляет творчество двух современных художников – друзей и ровесников – Андрея Ремнёва и Сергея Мильченко, родившихся в 1962 году. Оба из Подмосковья (Ремнёв из города Яхрома, Мильченко из поселка Луговая), оба прошли серьезную профессиональную школу. Примерно в одно время стали преподавать в Суриковском институте: Ремнёв с 2011 года ведет живопись и композицию на живописном отделении, Мильченко с 2013 года является доцентом кафедры скульптуры. В экспозиции показаны их работы разных, но преимущественно последних лет, выполненные из различных материалов. Но самое главное состоит в том, что их объединяет общая нетривиальная тема…

Название выставки «Небылое» изначально возникло у Андрея Ремнёва под влиянием «географического» импульса. Так называется село, расположенное между Юрьевом-Польским и Владимиром на берегу той же самой реки Яхромы, что и его родной город. Но помимо простой географии в названии содержатся и другие смыслы, которые здесь невольно считываются. Например, в устном народном творчестве, как повествует толковый словарь русского языка, «небылое» – это особый вид шутливых рифмованных произведений о том, чего не бывает в действительности или, короче говоря, сказочный вымысел. Хотя загадочно-сказочной вымышленной реальности в живописных и графических композициях Ремнёва довольно много, но никакой балагурной шутливости в них совсем нет. Его завораживающие романтичные образы некой собирательной «Прекрасной Дамы», совмещающей в себе внешние черты русской сельской красавицы и возрожденческой итальянской горожанки, обманчиво легковесны и маньеристически завлекательны.

На самом деле, за их безмятежными позами и бесстрастными лицами (порой даже скрытыми под маской), неспешными хороводами и невинными занятиями скрывается напряженная драматургия какой-то странной, чаще всего речной «мистерии», как, например, в картине «Молога». Ее нарядные беззвучно поющие героини, зависающие, как и в других работах, где-то между небом и землей, между сельской природой и городской архитектурой, между реальностью и вымыслом, между сном и явью, вызывают в памяти стихи Блока, посвященные изображенной Виктором Васнецовым вещей птице Гамаюн: «На гладях бесконечных вод, / Закатом в пурпур облеченных, / Она вещает и поет, / Не в силах крыл поднять смятенных…». Напоминая о затопленном Рыбинским водохранилищем древнем городке, расположенном при впадении реки Мологи в Волгу, эта картина, как и многие другие, словно несет в себе тоску по величественной русской Атлантиде, связанной не столько с потерей конкретной местности, сколько с утратой извечно питавших искусство живописно-композиционной гармонии и чувственной красоты. Отсюда еще одна поэтическая аналогия, созвучная образному миру картин Ремнёва: «Не призывай и не сули / Душе былого вдохновенья. / Я – одинокий сын земли, / Ты – лучезарное виденье».

Если персонажи работ Андрея Ремнёва заведомо имперсональны, то у Сергея Мильченко они имеют конкретную историко-мифологическую или библейскую привязку: Саломея, Юдифь, Мария Магдалина… Не лишенные выразительной доли пластического гротеска, отсылающего нас к различным проявлениям скульптурного модернизма ХХ века, они в меньшей степени определяют собой «обитель страха и молчанья», поскольку во всех отношениях предстают более деятельными и полновесными. Уверенно шагая, исполняя динамичный танец или внимательно разглядывая себя в зеркальце, бронзовые, каменные, деревянные или керамические героини Мильченко создают особую атмосферу подвижной пластики, энергичного жеста и жизнеутверждающего настроения. Они бодрствуют даже во сне, как это видно в цветной композиции «Сон с ангелом», которая несет в себе автопортретные черты и могла бы к тому же дать название всей выставке. Так «небылое» в работах Мильченко оборачивается новой как бы оживающей на наших глазах реальностью, которая наглядно подтверждает слова ее автора о том, что у него «вся скульптура про любовь».

Таким образом, вымышленные миры двух художников раскрываются перед нами в ином относительно известной формулировки Герцена качестве: если у русского писателя-демократа были заявлены тягостно-прозаичные «Былое и думы», то в данном случае возникают визуальные поэтичные истории в духе «Небылое и грезы». И над их возвышенной территорией словно витают проникновенные строки Блока: «невозможное было возможно, / Но возможное – было мечтой».

Выставка организована галереей ГРОСart по адресу: Москва, ул. Пречистенка, 30/2, галерейный центр «Артефакт» и продлится до 14 января 24 года.

Текст: Елена Грибоносова-Гребнева

Предыдущий пост
«Роза Хутор» открывает горнолыжные трассы для катания

«Роза Хутор» открывает горнолыжные трассы для катания

Следующий пост
Музей железных дорог России приглашает на программу «Культпросвет»

Музей железных дорог России приглашает на программу «Культпросвет»