600 предметов из легендарных коллекций на выставке «Вернуться к себе» в Российском этнографическом музее

Вернуться к себе

22 апреля в Российском этнографическом музее откроется выставка «”Вернуться к себе”: памятники русской старины из частных собраний XIX века», которая представит более 600 подлинных предметов русской старины XVII–XIX веков из легендарных частных собраний коллекционеров Петербурга и Москвы, сформированных во второй половине XIX века.

Многие из этих предметов принадлежат собраниям звезд русской культуры: художников Константина Маковского, Василия Верещагина и Сергея Соломко, архитектора Николая Султанова, директора Эрмитажа Александра Васильчикова, купца-мецената Фёдора Плюшкина, известной собирательницы русской народной одежды и тканей Натальи Шабельской и других видных коллекционеров.

Среди жемчужин выставки — металлическая утварь XVII века: братины для кругового питья медов на пирах XVII — начала XVIII веков с благопожелательными текстами, ковши с надписями, а также редкий занавес рубежа XVII–XVIII веков с набивным узором в виде мифологических птиц счастья Сирин и охотников.

Экспозиция, вошедшая в цикл «Русские. Рождение идентичности», раскроет удивительную историю коллекционерского бума, когда в обществе возник большой интерес к собиранию памятников русской старины. Именно так в то время называли предметы быта и декоративно-прикладного искусства, созданные до конца XVII века, и традиционные вещи крестьянского быта XVIII — первой половины XIX веков, поскольку именно крестьяне, по мнению ученых, выразители «русского духа», хранили традиции допетровской Руси.

Вернуться к себе

Выставка расскажет не только об уникальных вещах, но и о важнейшем культурном феномене: в эпоху, когда Россия искала путь между европейскими влияниями и национальной идентичностью, эти коллекции стали мостом в допетровское прошлое.

Ученые, общественные деятели, представители искусства: архитекторы, художники, писатели считали, что страна должна вернуться на «стезю самобытности», а именно — к традициям допетровской Руси, отказавшись от европейского пути развития, инициированного Петром Первым. «Возвращение к себе», своим традициям, должно было, по их мнению, способствовать возрождению «русского духа», то есть, росту национального самосознания, консолидации русского общества, а вместе с тем — стать своеобразным толчком к быстрому развитию России в промышленном и культурном отношении.

«Вернуться к себе…» — это не просто выставка, а путешествие в эпоху, когда Россия заново открывала себя. Уникальные предметы, собранные с любовью и одержимостью, сегодня говорят с нами языком символов, напоминая, что подлинная традиция — это всегда диалог с прошлым», — прокомментировала директор Российского этнографического музея Юлия Купина.

В отличие от большинства более поздних поступлений, в основу которых были положены научные принципы комплектования музейного собрания, частные коллекции отражают как личные пристрастия коллекционеров, так и общественные интересы второй половины XIX века — времени пробуждения интереса высших слоев общества к историческим корням русского народа.

Вернуться к себе

«Массовый интерес к собиранию памятников русской старины был вызван в этот период времени разными причинами. Одни коллекционеры делали это «по внутренней потребности души», другие — из желания сохранить от неминуемой гибели наследие предков, третьи стремились через коллекции показать обществу, что самобытная русская культура столь же интересна, как и европейская, а может быть, и ярче ее. Однако самая главная причина этого увлечения состояла в стремлении просвещенного русского общества к переосмыслению исторического прошлого России», — рассказала куратор выставки, доктор исторических наук, заслуженный работник культуры РФ Изабелла Шангина.

Особую ценность экспонатам придает их судьба: почти все они поступили в музей в начале XX века как дары от наследников собирателей или были приобретены лично императором Николаем II. Эти собрания сохранили отпечаток личности своих владельцев — от художника Маковского, искавшего в старине вдохновение, до иеромонаха Антония, подарившего свою большую коллекцию святынь и бытовых предметов Этнографическому отделу Русского музея императора Александра III. Многие экспонаты выставки, как вещевые памятники, так и фотографии, будут впервые представлены широкой публике.

Выставка будет открыта для посещения до 31 декабря 2025 года.

Российский этнографический музей
Санкт-Петербург, Инженерная ул., 4/1

Предыдущий пост
Майские праздники

Майские праздники без переплат: где дешевле всего отдохнуть

Следующий пост
маршрут в формате квеста

В Крыму разработали маршрут в формате квеста по цветущим локациям