Платформа омниканального маркетинга Calltouch, банк для предпринимателей Точка и платформа онлайн-рекрутинга hh.ru проанализировали развитие МСБ в России за 2023 год и обновили Индекс здоровья российского бизнеса. По итогам года он составил 61,5 балла из 100. В топ самых быстрорастущих отраслей вошли интернет-торговля (+24,5 баллов), реклама (+21,8 баллов), туризм (+14,2 балла).
В 2023 году Индекс здоровья российского бизнеса для туристической отрасли составил 57,5 баллов (+14,2 балла год к году). Обороты компаний, работающих в сфере туризма, выросли на 22%. Драйвером развития отрасли стал внутренний туризм. Так, по данным Росстата количество туристических поездок по России в 2023 году выросло на 17%. Регионы конкурируют за туристов, улучшают инфраструктуру, предлагают новые маршруты и проекты, развивают разные направления: образовательный, спортивный, культурный, гастрономический туризм, поездки выходного дня и т.д.
Туристические агентства в 2023 году усилили свое продвижение на рынке, чтобы заинтересовать новыми маршрутами как можно больше людей. Так, количество туристов, приходящих с платных каналов, в 2023 году выросло на 51%. При этом в целом за год количество обращений снизилось на 2%. Одна из причин — увеличение количества самостоятельных поездок на машине по стране или «к соседям», например, в Республику Беларусь, Абхазию.
«За прошедший год объемы найма в туристической отрасли выросли на 40%. Этому способствуют несколько факторов. За прошлый год количество регистраций новых туристических агентств выросло на 5%. Драйверит рынок труда в туристической отрасли и растущий интерес россиян к внутренним поездкам и новым направлениям. В конкуренцию за туристов вовлеклись и локации, которые еще недавно не ассоциировались с путешествиями, отдыхом. В них туристическая инфраструктура создается практически с нуля, что требует привлечения профессиональных кадров», — рассказывает Мария Игнатова, руководитель направления маркетинговых исследований hh.ru.