Колоритный Бахчисарай

Увидеть Крым таким, каким он был триста или пятьсот лет назад, можно в Бахчисарае. Здесь, как и несколько веков назад, все пропитано восточным колоритом. Чтобы его почувствовать, стоит не спеша пройтись по улочкам Старого города, заглянуть в знаменитый Ханский дворец, передохнуть в местном кафе и выпить кофе, сваренный по-турецки.

Бахчисарай расположен в 35 км от Симферополя в живописной долине реки Чурук-Су. Это центр богатого сельскохозяйственного района, по территории которого протекают несущие воду садам и виноградникам реки Альма, Бельбек, Кача. Название города в переводе с крымско-татарского звучит как «садовый дворец».

Заказать экскурсии в Крыму

Среди достопримечательностей города – объекты времен Крымского ханства: дворцы, мечети, музеи. Широко известный в Крыму пещерный город Чуфут-Кале.

Улочки Старого города довольно узкие.

 Многочисленные магазины и дегустационные залы предлагают туристам попробовать крымские вина.

В районе города Бахчисарай множество средневековых памятников. Здесь когда-то процветали независимые княжества средневекового Крыма. На торговых путях к Херсонесу строились города, а долины были густо заселены земледельцами. Сюда, в одну из просторных долин, и была перенесена сначала летняя, а затем и постоянная резиденция крымского хана. Вплоть до 1783 года, когда Крымское ханство было присоединено к России, Бахчисарай являлся его столицей.

Поднимаемся к Успенскому пещерному монастырю (Свято-Успенский монастырь). Делать это приходится по крутому подъему, ведущему в горы. Но путь к Богу редко бывает легким… Рекомендуем одеть удобную одежду и обувь.

Этот православный действующий монастырь расположен в урочище Мариам-Дере (ущелье Марии) вблизи Бахчисарая. Подчиняется Симферопольской и Крымской епархии Украинской православной церкви Московской Патриархии (Патриархии Московской и всея Руси).

Главная монастырская святыня – икона Богородицы, относится к изображениям типа Одигитрия (Путеводительница). В монастыре икона также называется Панагия (Всесвятая). В конце XVIII века икона была перенесена в Мариуполь. Ныне в монастыре хранится список с иконы. Другие святыни монастыря — икона Успения Богородицы, копии икон Богородицы Троеручица и Киево-Печерская.

Наверху, на плато горного отрога расположен известный в Крыму пещерный город Чуфут-Кале, возвышающийся над тремя глубокими долинами. Природа сделала неприступными обрывы и скалы этого города, а человек укрепил естественную защиту крепостными сооружениями. Одни исследователи считают, что это византийская крепость, основанная в VI веке, другую относят ее к Х – XI векам. Но в этот раз подняться к пещерному городу нам не хватило времени.

В Бахчисарае расположен археологический комплекс «Салачик». Это древнее поселение, в котором во времена правления Менгли-Герая был возведен целый архитектурный комплекс, состоящий из пяти построек: ханской мечети, не сохранившейся до сегодняшнего дня, дворца хана Девлет-сарая, школы Зинджирли-медресе, родовой усыпальницы крымских ханов – Дюрбе и общественных бань, которые были раскопаны только в 2008 году. После перенесения столицы Крымского ханства в Бахчисарай Салачик превратился в летнюю резиденцию крымских ханов.
На территории комплекса находится захоронение крымско-татарского просветителя Исмаила Гаспринского.

С XVI века и вплоть до прихода советской власти религиозная школа Зинджирли-медресе считалась одним из крупнейших центров мусульманского образования в Крыму. Построена она была при Менгли-Герае в 1500 году. Над входом в медресе всегда висела цепь, которая заставляла каждого входящего почтительно склонить голову, отсюда и название школы, т.к. «зинджир», в переводе с крымско-татарского означает «цепь». Стены учебного заведения выстроены очень толстыми, чтобы защищать учащихся от жары летом и от студеных ветров зимой. Внутри расположен уютный дворик с фонтанчиком, пол дворика вымощен белым камнем так, что солнечный свет, отражаясь, освещает весь двор. Сейчас этот дворик скрыт под стеклянным колпаком для защиты от разрушающих свойств солнца и ветра.

Мавзолей основателей Крымского ханства Дюрбе. Белоснежная и сияющая на ярком солнце усыпальница крымских ханов была возведена в 1502 году. В ней захоронены 18 членов ханской династии, среди которых и главный основатель Салачика и вдохновитель всех построек – Менгли-Герай, основатель ханства Хаджи-Герай, сын Менгли-Герая – Сахиб-Герай, основатель столицы Бахчисарай. Вход в усыпальницу украшен позолоченной арабской вязью.

Даже с улицы видны два 28-метровых минарета Большой ханской мечети – самой заметной постройки ханской резиденции. Это еще и самая старая постройка Ханского дворца – она возведена в 1532 году Сахибом I Гераем.

Бахчисарайский Ханский дворец является памятником истории и культуры общемирового значения, недавно началась процедура по его включению в Список Всемирного наследия UNESCO. Ханский дворец окружен рвом.

Ханский дворец в Бахчисарае был построен как родовая резиденция династии Гераев – правителей Крымского ханства. На протяжении двух с половиной столетий (с 1532 до 1783 г.) Бахчисарайский дворец служил центром политической, духовной и культурной жизни государства крымских татар.

Сегодня это национальная святыня крымско-татарского народа. Бахчисарайский дворец – важнейший исторический памятник эпохи Крымского ханства, единственный в мире образец крымско-татарской дворцовой архитектуры, а также уникальный для Европы (наряду с дворцами Альгамбра в Испании и Топ-Капы в европейской Турции) целостный дворцовый комплекс ближневосточного цивилизационного круга.

Залы дворца до сих поражают богатством убранства.

До XIX века, когда в промежутках между колоннами Летней беседки появились дощатые стенки и витражи, беседка составляла одно целое с Бассейным двориком, который виден за ее окнами. Беседка и дворик вместе являлись одним из рекреационных комплексов, весьма характерных для Ханского дворца. Подобные места для отдыха имели вид тенистых закрытых двориков, окруженных стенами, наполненных богатой растительностью и цветниками. В них сооружались беседки, павильоны, фонтаны и бассейны.

Главная жемчужина Ханского дворца – фонтанный дворик, где находится “Золотой фонтан” и “Фонтан слез”. Перед тем, как совершить молитву, мусульмане совершают абдез – обряд омовения. Для проведения этого ритуала предназначен Золотой фонтан, стоящий во внутреннем дворике неподалеку от входа в Малую Ханскую мечеть. Намереваясь приступить к молитве, крымские ханы и их приближенные  вначале подходили к фонтану, совершали омовение и лишь после этого направлялись в Малую мечеть.

 “Фонтан слез” создан мастером Омером и по легенде должен воплощать тоску хана по умершей прекрасной невольнице Диляре. В центе фонтана Омером вырезана чаша в форме цветка, из которой вытекает вода, подобная слезе. Из-за этого складывается  впечатление, что фонтан плачет.

Два ручейка в фонтане много раз разделяются и соединяются вновь, символизируя силу вечной любви. Пушкин вместе с Раевским увидел дворец и фонтан в 1820 году. После услышанной им печальной легенды, поэт отправился в гаремский сад и сорвал две розы, растущие там, а затем положил их около одной из чаш фонтана.

Гарем (женская часть дома) – универсальное понятие для мусульманского мира: гарем должен устраиваться и в бедном жилище, и во дворце правителя. Дом крымских монархов, естественно, тоже имел свой гарем. Здесь проживало женское население Ханского дворца: матери, незамужние сестры и дочери ханов, ханские жены, а также женская прислуга.

Неверно представлять ханский гарем как густонаселенное место: не все крымские правители осуществляли свое право иметь четырех супруг, а свидетельства о наличии у них одалисок и вовсе единичны. Гарем Бахчисарайского дворца был небольшим, не идя в сравнение с огромным гаремным комплексом, занимающим добрую треть стамбульского дворца Топ-Капы.

О внутренней жизни ханского гарема известно крайне мало – и это вполне понятно: сюда, в частные покои ханов, не было доступа ни путешественникам, ни дипломатам, которые могли бы оставить свои описания.

Что касается строений гаремного комплекса в Ханском дворце, то оно являет собой невысокую постройку с обширной террасой и тремя комнатами (условно названными “Буфетная”, “Жилая” и “Гостиная”). В помещениях гаремного корпуса воссозданы интерьеры богатого крымско-татарского жилища XVIII-XIX веков, по которым можно примерно судить и о внутреннем облике помещений ханского гарема.

Второй этаж главного корпуса дворца занят комнатами, где размещались жилые покои ханов и части прислуги. Отдельный блок составляет комплекс залов для официальных приемов. Среди ханских комнат выделяются просторная “ханская столовая” и “ханская спальня” с альковом. Впрочем, сложно утверждать, что  ханы Крыма трапезничали и почивали именно в этих помещениях: планировка второго этажа значительно изменилась с ханских времен.

За Южными воротами дворца, на краю садовых террас стоит мавзолей – дюрбе Диляры-бикеч. Скрытый деревьями сада, он расположен вдали от обычных экскурсионных маршрутов и доступен обзору лишь с одной точки Дворцовой площади: из проема Южных ворот. Мавзолей был выстроен в 1764 году посреди небольшого кладбища: в прежние времена вокруг этого сооружения стояли надгробные памятники. Как полагают, именно отсюда в Фонтанный дворик Хансарая был перенесен после 1783 года знаменитый “Фонтан слёз”.

В тенистом саду к югу от Большой Ханской мечети расположено Ханское кладбище (мезарлык). Здесь покоится прах девяти крымских ханов, сорока пяти членов ханского рода (мужчин и женщин), а также ряда представителей высшей придворной знати.

Светлана Чичкина, фото автора

Благодарим пресс-службу Федерального агентства по туризму и Министерство курортов и туризма Республики Крым за организацию поездки

Предыдущий пост

Свое место – Алтай

Следующий пост

Туристический калейдоскоп Вятского края