Эксклюзив

Первые селфи, шпионские фотокамеры и аналоговая фот...
Ноябрьск – южные ворота Ямала
Сахалинский туризм – цифры и факты
Андрей МИХАЙЛОВСКИЙ: «Речной круиз – лучший способ...
Денис ДЮПИН: «Отдых на реке идеален для жителя мега...
Александр Пряников: «Я понимаю, что нашего предприн...
Событийный туризм: прорывы и разочарования
РЕКОН 2018: как продвигать исторические реконструкц...
«AMAKS конгресс-отель»: не пасовать перед сложной э...
Воронеж спешит поделиться «самым-самым»
Если не мы, то кто? Зачем нужен детский рыболовный...
«Вкусные» праздники Чаплыгинского района
Научная конференция для всех желающих. Воронеж приг...
Выстрелы пушек и звон мечей. «Фестиваль друзей» на...
Мария Ост: «Россия - необыкновенная страна, не похо...
NJohn: «Россия - страна, где живут самые добрые и г...
Евгения Подберезкина: «Делайте все от чистого сердц...
Приморье готовится к сезону большого дрифта
Все о тракторах расскажут в Чебоксарах
Осень в Воронеже
Илья Кострикин: «Выбирайте направления, где вы еще...
«ProДвижение». Правила игры интернет-маркетинга...
О Никите-стрельце и свияжском прянике
фотовыставка "Путешествутйте дома" в Шереметьео
Фотоконкурс «Путешествуйте дома». Послесловие
С нами кашу сваришь!
На фестиваль? В Самарскую область!
Чечня гостеприимная
Гороскоп путешественника: весна-лето 2016
Оружейная столица России приглашает на фестивали...
История о том, как местный праздник превратили в ме...
На оперу – в Воронеж!
Конкурс завершается, жюри – в панике
На автомобиле – через континент
Новый год в Татарстане: Кыш Бабай и Казанский Кот...
Россия в миниатюре
Белый город, белый мел, белый праздник
Кулинарные традиции Дальнего Востока
фестиваль "Остров.ру", Ольга Кормухина, Московская область, Зарудное
«Остров.ру» доброты и качественной музыки
Главное – не замыкаться в себе
Вологодская область. Туризм нового формата
Крым фестивальный
Жизнь в режиме онлайн
Вместе делать общее дело
Снегурочка ждет в гости!
Республика Коми: безграничная и поразительная
Приезжайте к Кыш Бабаю!
Большая гонка большой России. Второй год под флагом...

Поиск

Вы здесь


Выставка «Князья Юсуповы и Цветаевский музей»

с 29 Октябрь 2019 по 12 Январь 2020

Место проведения: Москва, главное здание ГМИИ им. А.С. Пушкина, зал 25

К 100-летию Государственного музея-усадьбы «Архангельское» ГМИИ им. А.С. Пушкина представляет камерную выставку «Князья Юсуповы и Цветаевский музей». Выставка расскажет о значительном вкладе, который внесли в создание Музея изящных искусств при Московском университете (ныне Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина) известные благотворители княгиня Зинаида Николаевна и князь Феликс Феликсович Юсуповы. В экспозиции представлены документальные материалы о ходе работы по обустройству музея (фотографии, эскизы, открытки, письма) и копии древних фресок, созданные художником Федором Петровичем Рейманом в 1900 году при поддержке меценатов.

Идея создания общедоступного художественного музея в Москве возникала неоднократно на протяжении XIX века. Музеи рассматривались как важные общественные институты, имеющие большое значение для культуры, науки, просвещения, политической жизни страны. Особенно актуальным это было для Москвы, где, в отличие от столичного Петербурга, до середины XIX века не существовало общедоступного художественного собрания. О создании Музея античного искусства при Московском университете с 1893 года мечтал профессор кафедры истории и теории искусств Московского университета, филолог-латинист, историк искусства Иван Владимирович Цветаев.

В 1862 году открылся Московский публичный и Румянцевский музей – первый общедоступный культурный, научный и художественный центр в Москве. В то же время при Московском университете формировался Кабинет изящных искусств. К 1890-м годам в двух его комнатах в здании на Большой Никитской улице располагалось собрание слепков со скульптуры и рельефов, нумизматическая коллекция и собрание греческих ваз. Когда количество экспонатов значительно увеличилось, появилась потребность в новых экспозиционных пространствах. В связи с этим профессор Цветаев опубликовал ряд статей, в которых активно продвигал идею строительства нового Музея античного искусства при Московском университете. Вскоре он выпустил брошюру «Комитет для устройства в Москве Музея античного искусства при Императорском Московском университете». 

Организация Комитета по устройству Музея изящных искусств, объединившего заинтересованных в поддержке этого проекта людей, положила начало созданию нового музея. В Комитет вошли профессора Московского университета, художники, архитекторы, коммерсанты, члены императорской семьи и владельцы крупнейших состояний. Они оказывали содействие университету в строительстве музейного здания, комплектовании коллекций, помогали в поисках денежных средств.

Будущий музей виделся Цветаеву не только учебным учреждением, но задумывался как публичный просветительский центр Москвы и музей мировой скульптуры. По результатам конкурса проектов будущего здания музея архитектором был назначен Роман Иванович Клейн. Подготовленный им проект в стиле неоклассицистической эклектики был созвучен эстетическим устремлениям эпохи. Классическое содержание музейного собрания диктовало классический образ его фасадов и внутренних пространств.

Музей изящных искусств сооружался на частные пожертвования. Преданными идее Цветаева жертвователями были княгиня Зинаида Николаевна и князь Феликс Феликсович Юсуповы, владельцы крупного фамильного состояния, коллекционеры и меценаты. Они входили в число членов-учредителей Комитета по устройству Музея изящных искусств. В 1898–1900 годах князь Феликс Феликсович Юсупов, граф Сумароков-Эльстон финансировал работы художника Федора Петровича Реймана по копированию раннехристианских фресок в римских катакомбах, а княгиня Зинаида Николаевна Юсупова оплатила изготовление одного из самых известных экспонатов музея – слепка конной статуи кондотьера Коллеони, исполненной Андреа Верроккьо. Княжеская чета также полностью оплатила строительство Римского зала музея, который сооружался в 1902–1906 годах. При открытии музея в 1912 году этот зал получил имя знаменитого предка Зинаиды Николаевны, князя Николая Борисовича Юсупова–старшего – основателя семейного художественного собрания.

Римский зал – самый сложный из залов музея по архитектурному решению и наиболее нарядно декорированный – сооружен по проекту Романа Клейна и оформлен Игнатием Нивинским. Его интерьер – своеобразная архитектурная импровизация, вдохновленная древнеримскими сооружениями. Размещенная в зале римская скульптура IV–I веков до н. э. и само пространство создают гармоничное единство.

Музей изящных искусств, открытый в 1912 году, воплотил в общественном сознании идею «эстетического музея». Архитектура и экспозиционное решение залов объединили весь опыт музейной практики XIX века.

Владея к началу ХХ века крупнейшим в России частным художественным собранием, сами Юсуповы вынашивали идею создания частных публичных музеев в петербургском дворце на Мойке и в подмосковной усадьбе Архангельское. После революции 1917 года и национализации, уже при советской власти многие картины, рисунки, альбомы с гравюрами из коллекции князей Юсуповых поступили в Музей изящных искусств в Москве (с 1937 года – Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина). В настоящее время многие юсуповские картины находятся в постоянной экспозиции Пушкинского музея. На время проведения выставки они будут отмечены специальной маркировкой.

На выставке представлены материалы из собраний Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Государственного музея-усадьбы «Архангельское», Государственного научно-исследовательского музея архитектуры имени А.В. Щусева, Государственного исторического музея и Российского государственного архива древних актов.

Впервые экспонируются: два чертежа-эскиза Р.И. Клейна (ГНИМА им. А.В. Щусева), письмо Ф.Ф. Юсупова к И.В. Цветаеву (отдел рукописей ГМИИ им. А.С. Пушкина), письмо И.В. Цветаева к З.Н. Юсуповой (РГАДА), диплом Комитета по устройству Музея изящных искусств, выданный члену-учредителю княгине З.Н. Юсуповой (ГИМ).

Регион: Центр федерального округа - г. Москва

Подружиться в соцсетях

 

Конкурс PROбренд 2020

Репортаж

 

Создано при поддержке vltop.ru